«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

Публикации

Любовь превыше всего

Иоанн - Благодать Божия

Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Алексеевич Сокур, родился среди слёз и пожаров войны - 3 сентября 1944 г. И хотя разрушительный смерч сражений перенёсся за пределы отчизны, но его смертоносные порывы слезами вдов и матерей вновь и вновь сотрясали убогие жилища простых тружеников. Вот и воин Алексий, отец Старца, погиб на фронте в год рождения сына. Родом он был из донских казаков, поэтому Батюшка так любил песни казацкой вольницы - они как бы рассказывали ему об отце, которого он никогда не видел. Мать Ванюши - Мария, простая крестьянка из Винницкой губернии - была женщиной глубоко верующей и благочестивой.

читать далее...

Школьные годы: отрок исповедник

Так возрастал Ванюша в вере и добродетели, согретый заботой и душевным теплом благочестивой матери, в атмосфере любви и доброжелательства малого стада Христового. Когда же достиг мальчик школьного возраста, пришёл час ему в полноте испытать злобу человеческую, наступило время его исповеднического подвига, мужественного стояния в вере перед "просвещёнными" богоборцами (ведь советская школа была рассадником воинственного атеизма). И ни разу этот хрупкий, болезненный ребёнок не отошёл от Господа, явно укрепляемый свыше на это бескровное мученичество благодатью Божией.

читать далее...

Тернистым путем к заветной мечте

С детства Иван мечтал быть священником. Ещё едва выучившись говорить, младенцем он как-то из консервной банки и шнурков сделал подобие кадила и, размахивая им, словно батюшка в храме, лепетал: "Вот так я буду, вот так". С детства Иван мечтал быть священником. Ещё едва выучившись говорить, младенцем он как-то из консервной банки и шнурков сделал подобие кадила и, размахивая им, словно батюшка в храме, лепетал: "Вот так я буду, вот так". Это призвание к пастырству в нём было настолько очевидным для окружающих, что безбожники прозывали отрока "попом", а верующие просили помолиться о них, когда тот будет батюшкой.

читать далее...

Пастырь добрый. Созидая храмы душ

Здесь, по особому Промыслу, его определили в келию, где жил до своей праведной кончины схиигумен Кукша (Свято-Успенский монастырь стал последним пристанищем праведного скитальца - безбожные власти ему не давали нигде долго засидеться: их пугал поток богомольцев, который шёл к святому молитвеннику). Как знак преемственности благодати старчества молодому иеромонаху досталась в наследство схимническая риза преподобного, к которой батюшка всегда, ещё задолго до прославления о.Кукши в лике святых, относился как к великой святыне.

читать далее...

Время гонений

Последние 2 года служения отца Савватия в Александровке были непрестанной борьбой с богоборческой властью. В этой борьбе он, как на Голгофу, восходил по ступеням карательной системы: несокрушимость его пламенной веры вызывала у богоборцев ответный всплеск злобы и угроз. Сначала убедительные беседы вели на местном уровне: забирали его в сельсовет, чтобы объяснить заблудшему попу политику партии. Объясняли кулаками, разували и заставляли босиком стоять на цементном полу (а у него уже тогда были небольшие раны на ногах).

читать далее...

Светлый старец

"Место, на котором ты стоишь, - земля святая"

22 ноября 1987 г. о.Савватий определён настоятелем Свято-Васильевского храма с. Никольское Волновахского района. "Они решили загнать его в такое место, - вспоминает схимонахиня Фамаида, - куда транспорт не ходит. Проходного транспорта нету: туда уже к нему никто не приедет... Приехали мы сюда: прямо около входа туалет и мусорная свалка, церковный двор порос бурьяном. Храм заброшенный, полуразрушенный, иконостаса нету - вместо него фанерная доска - страшно было зайти. Около храма горелый деревянный сарай - дом священника, окна вросли в землю, внутри - мыши и крысы...".

читать далее...

Главное дело его жизни

Вначале, до своей клинической смерти в 1998 г., схиархимандрит Зосима о строительстве в Никольском какого-либо монастыря не помышлял.Молодых людей, которые имели влечение к монашеству, он благословлял в те обители, которые особенно были близки ему по духу.

Усилия тех благодетелей Церкви Христовой, с которыми свёл его Господь, он направлял на возрождение традиционных центров православной духовности (один из этих благодетелей - Виктор Леонидович Нусенкис - впоследствии стал правой рукой Старца в его созидательной деятельности). Особенную радость и даже духовный восторг Батюшке приносило строительство новых храмов Божиих. С его благословения, при его участии и помощи построено на Донбассе около десятка храмов; наиболее известные: Иоанна Воина, Иверской иконы Божией Матери, Александра Невского, святителя Луки Крымского, Агапита Печерского, Благоразумного Разбойника и др.

читать далее...

Никольское - маяк спасения

"Вы - свет мира" (Мф. 5; 14), - в этих словах дана оценка той миссии, которая возложена на пастырей Христовых: быть источником света истины, истинных, непреходящих ценностей, которые не может объять тьма века сего.

И в смутное время истории нашего отечества Господь поставляет Никольского Старца быть светильником, нравственной опорой для интеллигенции, чиновников, мужей, облаченных государственной властью. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправились в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели. О старце можно было сказать словами Писания: "Он был всем для всех". Каждый, кто соприкасался с Батюшкой, чувствовал некую жизненную силу, которая исходила от него, и слово его было со властью. Порой, Старец и ничего особенного не скажет, но после беседы с ним - всегда на душе легко, и весь окружающий мир видится в других красках.

читать далее...

Крестный подвиг схиархимандрита Зосимы

"Чашу, которую я пью, и вы будете пить", - обещал Спаситель своим ученикам, а через них всем, кто найдёт в себе мужество идти по стопам Его. Страдания и скорби - удел всех избранников Божиих. Потому что эти страдания - сострадание Спасителю, тайна искупления рода человеческого и очищения от греха, непрерываемая в веках чаша Любви Христовой.

"Вы - соль мира", - сказал Спаситель своим ученикам, т.е. сущность и смысл существования этого видимого творения. И пока существуют те, кто по своей любви к Господу и падшему человечеству пьёт Его Чашу - будет существовать и этот мир.

читать далее...

Праведная кончина

Уговаривать его пошла схимонахиня Евфросиния: у неё была та же болезнь почек, и Батюшка её жалел: "Я, конечно, сама боялась, как бы ему хуже не сделать. Вот я иду туда, молюсь... Я тихонько, на коленочках, заползла в угол и стою. А он меня и не увидел, ему так плохо, он по кровати мечется: "Заступнице Усердная! Помоги мне! Матерь Божия! Не оставь меня!" И вот он чуть-чуть утих, и я ему: "Батюшка! Вам надо в больницу. Там уже профессор плачет. Машина 2 часа стоит". "Ты пришла меня мучить? Не терроризируй меня! Уходи!" Я говорю: "Да никуда я не пойду - вот тут и буду в углу сидеть на холодном полу". Пришли келейники и говорят: "Матушка, уходи... Это непослушание". А я говорю: "Старец сам не слушается, я тоже буду с него пример брать..." Потом, когда я вышла, он говорит: "Где мои носки? Надо ехать, а то плохой пример подаю..." А сам, сокрушаясь, произнёс: "Что же вы делаете? Мне и так осталось жить 2 недели".

читать далее...

Воспоминания о батюшке

Даже тогда, когда бездыханное тело о.Зосимы лежало среди храма, трудно было поверить, что его уже нет с нами. Все настолько привыкли, что он почти каждый день как бы умирал и оживал, что владыка Иларион, памятуя его "воскресения из мертвых", благословил молиться о нём как о живом, пока его гроб не покроет земля.

Трудно поверить, что о.Зосимы нет с нами, и сегодня. Многие духовные чада Старца видели его во сне и наяву: он наставляет, вразумляет, утешает, как и при своей жизни.

читать далее...

Из завещания схиархимандрита Зосимы

Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель 2-х обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, те особенности служб, которые записаны братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

читать далее...