«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

Никольское - маяк спасения

"Вы - свет мира" (Мф. 5; 14), - в этих словах дана оценка той миссии, которая возложена на пастырей Христовых: быть источником света истины, истинных, непреходящих ценностей, которые не может объять тьма века сего.

И в смутное время истории нашего отечества Господь поставляет Никольского Старца быть светильником, нравственной опорой для интеллигенции, чиновников, мужей, облаченных государственной властью. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправились в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели. О старце можно было сказать словами Писания: "Он был всем для всех". Каждый, кто соприкасался с Батюшкой, чувствовал некую жизненную силу, которая исходила от него, и слово его было со властью. Порой, Старец и ничего особенного не скажет, но после беседы с ним - всегда на душе легко, и весь окружающий мир видится в других красках.

Особое место в старческом служении о.Зосимы занимало общение с людьми духовного звания, монашествующими, подвижниками благочестия нашего времени. За духовным советом к нему обращались со всех уголков Святой Руси. Беседы с этими людьми имели некоторый иной характер, чем с мирянами: молитва Иисусова, внутреннее делание, судьбы Церкви - вот темы, которые поднимались в них. В 1993 г. произошла встреча о.Зосимы и новомученика иерея Петра (Боярского). "Я очень счастлив, что мне Господь показал своего избранника, этого Ангела во плоти. Он - пред Престолом Божиим", - свидетельствовал о мученике Старец. Отец Петр же, после беседы с о.Зосимой своим духовным чадам о Батюшке говорил: "Я видел истину". О чем говорят эти глубокие слова мученика Христового, который также обладал даром прозорливости и благодатной молитвы? Дух Святый назван Духом Истины. И о. Петр как бы хотел подчеркнуть, что в схиархимандрите Зосиме обитал Дух Святый.

Особой радостью для Старца в последние годы его жизни было общение с архимандритом Модестом - известным духовником из Новочеркасска. "Господь мне даровал это общение для подкрепления и утешения", - говорил Батюшка. Они понимали друг друга с полуслова, а формой их общения была совместная молитва.

Архимандрит Модест всегда с благоговением относился к Старцу. Однажды, в свой очередной приезд в Никольское, когда о. Зосима был в реанимации, во время проповеди перед паствой Никольской обители архимандрит Модест сказал следующие слова: "В этой обители о. Зосимой собрано более двухсот частиц мощей святых угодников Божиих. А ведь мы знаем, как трудно получить хотя бы одну частичку мощей. О чем это говорит? О той святости, которой сподобился о.Зосима. Святые стремятся к святому. Берегите Старца, дорожите им". И сам архимандрит в своих беседах со Старцем всегда стоял перед ним на коленях, осознавая его духовное величие.

Схиархимандрит Зосима с особым почитанием и даже трепетом относился к Псково-Печерскому Старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину): "Это мой любимый Старец. Слушайте его, читайте его книги - через о. Иоанна Сам Господь говорит к Своей Церкви".

Батюшка был ревнителем веры православной, и самое главное его поучение, которое он повторял всем без исключения - твёрдо держаться Русской Православной Церкви, ибо только в ней спасение. Он предупреждал, что в наше неблагополучное время грядут расколы, новые разделения ризы Христовой, "диавол готовит нам времена тяжкие", поэтому повторял и повторял завещание великих Старцев, своих духовных наставников - всегда, во всех случаях держаться Патриарха Московского и всея Руси. Только Русская Правосланая Церковь, по неложному обетованию Божию, пребудет до скончания века, и "врата ада не одолеют её".

В тяжёлые времена для православия на Украине, когда раскольник Филарет предал Церковь ради политических интересов, Никольский пастырь решительно возвысил свой голос против беззаконной автокефалии, подавая пример стояния в вере. Так, когда ещё только намечался раскол, Филарет разъезжал по епархиям, склоняя к расколу пастырей. Собрав однажды благочинных для разъяснительной работы (среди них был и о. Савватий), Филарет убеждал их в необходимости автокефалии. Старец спросил у него:

- Владыко, а вы поинтересовались у народа, нужна ли ему автокефалия?
- А кто такой народ? Народ - цэ быдло!
- Ну, если для вас народ - быдло, то вы для меня не архиерей! - мужественно ответил Старец и покинул собрание.

И когда Денисенко, подбадриваемый политиканами, поднял откровенный мятеж против Церкви, перейдя от уговоров к угрозам и действиям, не совместимым с церковным саном, Никольское стало тем маяком спасения, который указывал растерянным пастырям, растерянному народу Божию путь к истине, к истинной Церкви Христовой. И в том, что Донецкая епархия одной из первых сохранила верность Матери-Церкви, - большая заслуга и о. Зосимы, как свидетельствовали многие пастыри, в том числе и митрополит Иларион. В 1997-1998 годах, когда раскольник Денисенко вновь объезжал Украину, сея смуту и раздор, благодаря авторитету о.Зосимы Донецкая земля не приняла этого Иуду нашего времени. Как вспоминает инокиня Олимпиада, непосредственная участница этих событий, народ Божий не дал ему отслужить в Донецке свою беззаконную и кощунственную "службу":

"В 1998 г. после Пасхи в праздник Жен-Мироносиц, приехал к нам в г. Донецк бывший Митрополит Филарет, нынешний раскольник Денисенко. Приехал с тем, чтобы осквернить нашу землю, навести смуту в Церкви, разорвать ризу Христову на 2 части. Должен был он служить в раскольнической церкви Петра и Павла. Зная заранее о его приезде, многие верующие люди по благословению батюшки Зосимы, во главе с правящим архиереем - нынешним митрополитом Иларионом и священством, собранным со всей епархии, совершили Крестный ход к центральной административной площади г.Донецка, где находится обладминистрация, в знак протеста против приезда Денисенко к нам в епархию.

Правящий архиерей с батюшкой Зосимой и несколькими священниками поднялись к заместителю мэра г. Донецка (сам мэр А. Рыбак был в отъезде), где выразили протест против пребывания раскольника на нашей земле. Объяснив, каковы на самом деле настроения людей, указав на церковные каноны, они настоятельно просили не пускать Денисенко к нам в епархию. Пока происходил разговор, священство и паства, поя пасхальные песнопения, ожидали выхода владыки Илариона и батюшки Зосимы.

Несмотря на все это, Денисенко все-таки пустили к нам, и события приняли определенное направление. Утром в праздник Жен-Мироносиц у раскольничьей церкви Петра и Павла собрались люди с тем, чтобы не допустить бывшего митрополита Филарета к служению литургии. Он приехал в сопровождении нескольких военных, довольно агрессивно настроенных. Пытаясь проложить дорогу для Денисенко, дюжие молодцы применяли изрядную силу в основном в тех местах, где стояли женщины и дети. Женщин использовали как щиты для тарана. Многим были нанесены физические травмы. К храму подъехала конница, было постоянное движение военных лиц.

На протяжении многих часов люди держали кольцо, не пуская Денисенко в храм и выдерживая нападения его охраны, чувствовалась необыкновенная сплоченность людей, ревность и неравнодушие к канонам Русской Православной Церкви.

Приезжал батюшка Зосима, укрепляя в нас дух. Кто знает, может быть, по его молитвам все разрешилось мирным путем, несмотря на присутствие вооруженных частей и возрастающий накал страстей. В 3 часа дня автомобиль с раскольником Денисенко отъехал от храма. Ему было ясно дано понять, что мы не принимаем Раскола, что у нас один Патриарх - Московский и всея Руси Алексий II.

Батюшка был настоящим ревнителем канонов Русской Православной Церкви, и свою паству научил отличать правду от лжи, учение святых Отцов от человеческой гордыни. Грех раскола не смывается даже мученической кровью, - так учат святые, так научил нас батюшка.

Дай Бог нам быть достойными служителями Церкви Христовой, и исповедовать веру так же смело и безбоязненно, как это делал наш дорогой батюшка Зосима".

Несмотря на это торжество православия в борьбе с расколом, схиархимандрит Зосима, провидя будущее предупреждал, что грядёт "законная" автокефалия, но беззаконная - Благодати там не будет: будут крестить людей, а люди останутся некрещеными, будут прощать грехи на исповеди, а люди будут уходить не прощёнными - одно обрядоверие... И сохрани нас, Господи, хотя бы на час, на минуту оказаться в этом безблагодатном обществе. Вот чего реально надо бояться, а не этих мнимых кодов которыми пугают лжестарцы нашего времени народ Божий - это ревность не по разуму, политиканство... Ещё бес посмеётся над этими лжеревнителями: те, кто сегодня больше всего кричит против кодов - первыми примут печать антихриста".

Схимник своим духовным зрением ясно видел будущие времена, и своим духовным чадам не благословлял читать книги о конце мира: "Всё это фантазии - не так всё будет не так... Читайте Лаврентия Черниговского - у него всё описано..." Главным признаком грядущего конца Старец считал повсеместное отсутствие веры, согласно Писанию: "...когда приду, найду ли веру на земле?" Именно святая непорочная православная вера, - говорил Батюшка, - то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им, как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно: "Какие бы силы не восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!" - эти слова часто любил повторять Старец, утешая и укрепляя в вере свою паству.

"Торжественно вчера на утрени мы вынесли святой крест, торжественно с зажё'нными свечами встречали святой крест грядущий. Обошли со святым крестом храм святой наш и осенили на все стороны света святым крестом Господним: силою честного и животворящего креста да сохранит нас Господь в дальнейшей жизни нашей.

Слава Богу, что Господь собрал нас всех у подножия креста Господня. Господь оружие на диавола дал нам всем крест святой.

Крест святой всех нас сопровождает от дня святого крещения, когда батюшка крестил нас младенцами и одевал своей рукой крест святой, говоря слова: "Рече Господь: аще кто хочет по мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по мне грядет".

И этот крест святой сопровождает нас во всей жизни нашей: и ночью, и днём, и на водах, и в путешествии, и в горе, и в радости - всегда с нами оружие наше - святой крест. На кресте изображён Спаситель умерший за нас всех, а с обратной стороны креста выбиты святые сакраментальные слова: "Спаси и сохрани" - от всех бед, от всех несчастий, от всех напастей, от всех завистников и ненавистников, от всех врагов видимых и невидимых - спаси и сохрани нас, Господи! И имея крест на себе, да не боимся мы никакой нечисти, ничего злого - Господь всё побеждает. И часто говорю вам слова: "С Богом ничего не страшно!"

Храните крест святой, никогда не снимайте, всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днём, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом - осени себя крестом. Садись кушать: почитай молитву "Отче наш", осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу. Всё осеняй святым крестом, крест - самое страшное оружие против диавола".

(Из проповеди Батюшки)