«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 1997 года

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с великим годовым праздником радости и торжества – Введением во храм Пресвятой Девы Марии! Праздник, когда престарелые родители, праведные Богоотцы Иоаким и Анна исполнили свое обещание. Ибо они, будучи бесплодными и престарелыми, не чаяли уже родить дитя, но обещали, если Бог даст им зачатие, рождение, они это дитя посвятят Богу. И свой обет свято исполнили, когда трехлетнюю отроковицу, девочку Марию, привели они ко храму Иерусалимскому. Торжество посвящения! Собрались все подружки Девы Марии, девицы окружающие собрались, все с зажженными свечами. С пением псалмов торжественное шествие пришло ко храму Иерусалимскому. И в это время служил, совершал священнодействие в храме престарелый старец, первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. И он, подвигнутый Духом Божиим, ввел девочку Марию в самое Святое Святых, куда входил священник лишь только раз в году по обычаю церковному. И все поразились и удивились необычайному этому событию.

Осталась Дева Мария при храме Иерусалимском воспитываться. Ибо при храме были отдельные помещения, где воспитывались мальчики, посвященные Богу, готовились будущие служители храма. И девочки в другой половине воспитывались, также будущие служительницы дома Божия, храма Божия. Их учили грамоте, страх Божий воспитывали, они изучалиСвященное Писание Ветхого Завета, книги пророческие. Девочки учились рукоделию, пению и всему, что необходимо было для духовной жизни.

Только что читали прекрасное слово на Введение во храм. Какая глубокая тайна и чистота воспитания Девы Марии! Бесплотные Ангелы служили ей, учили ее, приносили ей хлеб, приносили ей пищу, и особая связь была этой будущей Пресвятой Девы Марии, Матери всех живущих на земле, с Вечностью, с Небом. Готовился престол Божий, как говорится нам в песнопениях, дабы воссел Царь Славы на нем – Господь Иисус Христос.

И в этот святой день особо мы обращаем мысль ко храму Божию. Дорогу ко спасению указал Бог еще в Ветхом Завете через храм, через посвящение детей Богу. И нам в Новом Завете Господь Иисус Христос указал дорогу к храму Божьему. «Дом Мой домом молитвы наречется» – говорит нам Слово Божие. Имен- но ко храму святому и внутренний стремится дух наш. Ко храму Божьему от младых лет своих идем. Вначале нас крестят, крестные вводят в христианскую веру. Затем родители приносят нас, маленьких, на руках в храм Божий для Причащения Крови Господней. Затем приходит время, подрастаем – за ручку нас приводят ко храму Божию. Затем мы уже сами сознательно идем, идем и идем. И так дай, Господи, эту дорогу нам пройти до победного своего конца, до последнего издыхания. И через этот земной Божий храм войти в Небесное жилище Царя Небесного, войти в Храм Вечности – Царствие Небесное. Вот что обозначает земной храм.

И какое благодарение Промыслителю Богу сегодня должны мы воздать, что от этого безумного мира нас Он избрал! Как некогда Деву Марию, так и нас всех избрал, указал нам эту дорогу к храму Божиему. Не думайте, что вы захотели и пришли. Нет! Господь вас призвал, царское священство, народ Божий. Вот кто мы – святые в храме Божием. И пришли мы к этому земному рукотворенному храму – наподобие корабля он создан или креста спасительного – дабы в этом корабле обрести утешение, молитву, общение с Богом и с ближними своими, друг с другом. И в радости продолжать путешествие свое по волнам житей- ского моря. Бурное путешествие совершать в мире и в тишине и достичь пристанища спасения нашего. Именно этому способствует храм Божий.

В храме Божием мы молимся, в храме Божием мы очищаемся от грязи греховной прошедшей и текущей жизни нашей в Таинстве Исповеди. И Христос невидимо приемлет нашу исповедь. Многие не очень правильно понимают исповедь – их только какой-то«особый» священник должен исповедовать. Сам Господь внемлет нашей исповеди, Сам Бог прощает кающихся и разрешает грехи наши. И к Богу мы, не к священнику стремимся, к Богу идем, и Бог видит все и прощает нам грехи.

В храме сподобляемся высшего Небесного Таинства – Причащения Тела и Крови Христовой, когда во время литургии священник или архиерей молится у престола с воздетыми руками, прося, чтобы Господь ниспослал благодать Духа Святого на хлеб и вино и претворил их в Тело и Кровь Христову. И Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина мы вкушаем, освящаемся, причащаемся для наследия жизни Вечной. В храме Божием звучит для нас служба Божия, в храме Божием глас Божий в Евангелии звучит для нас. В храме Божием мы учимся благочестию. Проповедь слышится, живое слово проповедника, учащее нас, как нужно угодить Богу и спастись. В храме Божием вся духовная наша жизнь в основ ном проходит. В храме Божием мы последний раз в жизни причащаемся. И в храм Божий уже приносят после мирной христианской кончины тело наше мертвое, дабы и останки наши, тело – вместилище Духа Святого – окадить ладаном благовонным, совершить погребение с честью, полить елеем святым и предать земле, воспев «Вечную память». И в храме Божием ушедших нас из этой жизни Церковь никогда не забудет, будет молиться о нас, воспевая нам за каждой службой вечную нашу христианскую память. Вот куда дорога указует – к Вечности нас всех через этот рукотворенный храм Божий, к высшей Славе Божией, к Небесному Горнему Иерусалиму.

Этому была посвящена Дева Мария в сегодняшний день. И мы при крещении также посвящаемся храму Божиему, детьми Божиими становимся. И дай, Господи, чтоб мы не отступали никогда от храма Божиего, верны были этому кораблю всегда, и в этом святом храме рукотворенном, пройдя житейское поприще, достигли мы пристани Вечности.

Вот каков праздник сегодня. Мы все посвящены Богу, как Дева Мария, особо – монашествующие люди, ибо они принимали постриг – посвящение Богу. Почему и монастыри многие созидались, освящались в честь Введения во храм Божией Матери.

Сегодня престольный праздник Оптиной Пустыни. Собор ее главный посвящен Пресвятой Деве Марии, Введению Ее во храм. И сегодня братия оптинская радуется своему посвящению, радуется, что Бог вырвалих из этого ада мирского, этого служения дьяволу, похотям своим, и привел к стенам обители. Вошли они в обитель, в храм Божий, как Дева Мария. И дай, Господи, чтобы эти юные существа познали красоту монашеского жития и молились за весь мир.

В Киеве также Введенский монастырь был знаменитый – разбитый, разоренный безбожниками и в 1961 году закрытый. И там также девы чистые и непорочные вспоминали Введение во Храм, входили в храм Божий монастырский и посвящали жизнь свою чистоте, служению Богу и делу милосердия. Именно в этом, поруганном в наши времена, храме и воссияла новая икона в наш век гордыни – «Призри на Смирение». Век гордыни, надменности, служения дьяволу, богатству и прочим похотям века сего… Именно последняя русская икона и явлена была в этом храме Введения, дабы мы поняли: не через гордыню и богатство мы придем к Богу, а придем к Богу через смирение. Смиренным Господь дает благодать. Именно путь смирения прошла Дева Мария в своей горестной земной жизни. Радостей мало она видела… Ненависть, злоба, постоянные гонения на Сына Ея за Его доброту, за Его проповеди, за Его любовь – ненависть человеческая… И постоянно с замиранием сердца Божия Матерь слышала: «Убить, Он нам мешает, уничто- жить!» – вот был шелест толпы жуткой, страшной, преступной, а также фарисеев и всех прочих законников того века, того времени. И чувствовало сердце Матери Божией, что слова, сказанные праведным Симеоном:«Тебе же пройдет душу оружие», то есть скорбь великая пронзит Твое сердце о Сыне Твоем, исполняются. Как смиренно Дева Мария прожила свою жизнь! Как смиренно она взирала на эти чудеса, на это учение Ее Сына, никем доселе не слышанное! Все только дивились: «Откуда Он знает это все, откуда у Него эта премудрость?!» Поражались, как смиренно Дева Мария, кротко, с болью в сердце воспринимала все известия о Сыне, как Она смиренно стояла на суде, как смиренно Она шла по кровавому пути Крестоношения Сына Ея!.. И смиренно Она, с кротостью взирала на распятого, казненного Сына. И смиренно Она приняла весть, что Сын Ее воскрес – нет Его в пещере гробовой, гроб пустой. Смиренно Она приняла и явление Ей уже торжествующего воскресшего Сына. Казалось бы, любая женщина могла возгордиться – вот это сын мой, даже смерть победил! Смиренна Божия Матерь… И находилась с прочими апостолами, не выделяясь ничем, в Сионской Горнице, когда в день Пятидесятницы и на Нее благодать Духа Святого снизошла в виде огненного языка. Ей вручил Господь Иверию – древнюю Грузию нашу. Но потом было сказано: «Другая дева мужественная будет просветительницей этой горной страны. Ты же не отлучайся от Иерусалима, пребывай Матерью духовной всем апостолам Христовым».

Смиренно все воспринимала Дева Мария – и горести, и славу человеческую, и почести. За это смирение и возвеличил Ее Бог, явив Ее Матерью всех живущих на земле. И это смирение Матерь Божия проявляет в наше время, в конце ХХ века являя нашей Русской Православной Церкви новую чудотворную икону, говорящую о смирении. Именно в храме Введения, посвящения Богу, икона эта находится сейчас, являясь благодатным утешением всем приходящим к ней.И наши гордые сердца, Матерь Божия, смири в жизни нашей! Корень всех зол – гордость, бесконечное «я» –я буду жениться, я буду замуж выходить, я заработаю, я машину куплю… Где ж наше смирение? Не«я», а как Бог даст. Я буду Псалтирь читать, да я ночью буду вставать – а это как Бог даст, как Господь укрепит наши силы. Вот этому смирению во всем научи нас, Пресвятая Дева Мария, особенно в сегодняшний святой праздничный, высокоторжественный день посвящения Богу. И все мы этот путь проходим, и все мы посвящены Богу при Святом Крещении. Монашествующие посвящены Богу через пострижение, через обеты. Сам Господь и Пречистая Дева Мария, как говорится в чине пострижения, приемлют эти обеты, милуют, благословляют на путь иноческого жития – смиренного, кроткого, терпеливого, ведущего в Царство Небесное. И вас всех да научит Матерь Божия этому смирению. Не забывайте никогда, что мы все – братья и сестры, что мы все – дети Божии. Что мы все посвящены Богу, что мы все связаны одними узами духовными, храмом Божиим, единая духовная семья неразделенная. Вот почему бесу так жарко и бывает.

Многие спрашивают: «Ну почему в храме люди такие злые бывают и получаются скандалы такие?» Да очень просто, тут удивляться нечего. В миру диаволу уже нечего делать, весь мир ему пляшет, весь мир ему служит. А здесь единицы спасаемых пришли от этого безумного мира. Стремятся к Богу, «ко храму утренюет дух их». Разве диавол будет терпеть нас? Конечно, не будет. Их здесь полчища ходят. И бесяры так хвостами и крутят под ногами, чтоб только мы споткнулись и ругались, и друг на друга обижались: то не так стала, то толкнула меня, то не так подошла. И прочее, прочее… Скандалы – искусственные. Спрашиваю: «Что ругаетесь?» – «Сами не поймем». –«Что ругаетесь?» – «А мы и сами не знаем». А бесяры сбоку стоят и улыбаются: «Вот! Довели верующих людей: ругаются – и сами не знают чего». Какое ис- кушение нас постигает... особенно в храме Божием! На молитве знаете, как бес искушает? Стань на молитву – дьяволята сразу рот раскрывают: «А-а-ой, спать уже хочется», всю суету тебе подсунут сразу – и то надо делать, и то не успел, и то не почитал, сразу же свинцом наши глаза слипают: ничего не вижу, спать, все уже. Вот такое искушение. Удивляться нечего этому – борьба диавола. Но дай, Господи, благоразумно побеждать!

Говорил одному сегодня: мы же немощные, натопчемся за целый день… И аз, грешный, также лягу, отдохну, сразу перекрещу лоб, посплю. А потом ночью Господь пробудит, толкнет под бок – можно и помолиться. Тихо, весь мир спит. Хоть лежа на кровати, включи свет и тихонько помолись. И то, что ты ве- чером бормотал да своими отяжелевшими глазами читал, ничего не соображая, сейчас за десять минут спокойно почитаешь, помолишься, перекрестишься и так сладко еще захрапишь до утра. А утром вставай и «Восставши от сна...» читай. Вот так.

Смиренно все должны мы нести, кротко, не думая, что мы чего-то достигли в жизни. Самое страшное, когда дьявол нас прельщает, и мы начинаем: мы достигли, мы молитвенниками стали, мы постниками стали, мы уже добродетельную какую-то жизнь ведем, мы добрые дела делаем. Я что-то для церкви сделала. Ох я уже какая! Я ж навестила какого-то больного, кому-то помогла. Все уже – доброе дело умирает сразу и пустота образуется, потому что нет смирения. А кротко, смиренно все сотвори, и благо тебе будет.Вот этому смирению духовному научи нас, Матерь Божия, посвященности храму Божиему. Любить не только рукотворенный храм сей, но и храм души своея. Души золотить сейчас нужно, нужно души наши обновлять, очищать от прошедшей греховной жизни нашей. Храм духовный внутри себя созидать научи нас, Господи!

Еще один храм есть в жизни нашей, помимо духовного этого храма – сердечного, внутреннего – храм семейной жизни. Малая Церковь созидается, когда семья созидается. И печально, что в наше время эта малая Церковь попираема бывает, разоряема бывает скандалами, опять же этой гордыней. Нет смирения… Похотями, извращениями, погоней за богатством этим ложным разоряется. Вот это уже осквернение храма малого, семьи, храма домашнего. И кто имеет семьи – дай, Господи, света семейной жизни, кротко все пере- носить, не осквернить храм семейной жизни, чтобы в этом храме-доме мы чувствовали также радость общения духовного друг с другом. Научи нас, Господи, не укорять никого, не озлоблять никого, терпеливо немощи человеческие переносить и терпеть, и не кого-то укорить, а себя укорить. Самоукорение – вот чем достигали великие старцы особой благодати Божией. Укори себя, что ты нерадивый, не кто-то другой, а ты сам. Что ты ленивый, что ты бестолковый. А Господь, видя самоукорение твое, без гордыни, обязательно возвеличит тебя. «Яко призре на смирение рабы Своея, – поем мы песнь Пресвятой Богородицы. – Се бо отныне ублажат Мя вси роди». Вот величественные слова Пресвятой Девы Марии о славе Ея вечной!

И всех вас, возлюбленная моя паства, в сегодняшний день приветствую с праздником радостным, высокоторжественным, благодатным днем сегод- няшним. И дай, Господи, чтобы эту духовную семью, это малое стадо Христово Господь сохранил от волков, которые хотят расхитить, разогнать, «распудить» (как в Евангелии святительском говорится) овец, разметать все вокруг, посеять злобу, ненависть. Да сохранит Господь от этого волчьего рыка страшного. И чтобы мы все были единым стадом, единой паствой Христовой, и чтобы мы все обязательно спаслись и вошли в Вечный Храм, Небесный Горний Иерусалим, вечную славу Божию, и славу Пречистой Девы Марии зрели нелицемерными своими очами. Аминь.

Таково краткое назидание даю вам в праздник сегодняшний. Еще раз напоминаю, перед литургией напоминал – исполнение обета Иоакимом и Анной в сегодняшний день. Не думали они, старики, как это свою дочь единственную отдать, кто их будет досматривать, кто их будет докармливать, кто их будет хоронить. Не думали. Обещали – отдали. А Бог Сам им дал хри- стианскую мирную кончину и дал Царствие Небесное. Так и нам дай, Господи, что делаешь – без сожаления всегда делать, легкой рукой делать, дабы все то доброе, что мы творим в жизни земной, получить в Царствии Небесном. Еще раз напоминаю вам: мы – слабые, и лучше не обещать ничего, нежели обещать и не исполнять. Обещал – умри – исполняй. Обет даем при крещении: быть христианами до последнего издыхания. И как мы этот обет святой порушаем в жизни своей!.. Прости нас, грешных, Господи, отступников от Бога. Будьте верны главному обету жизни нашей.

Монах дает при пострижении обет чистой жизни – он должен свято верен быть этой клятве. Священник дает обет у престола верности Церкви Христовой и Богу и до последнего издыхания он должен быть верен этому обету. Супруги при венчании дают обет верности друг другу, клятву дают, и как страшно клятву эту преступают, нарушают… Какой тяжкий грех это… Да сохранит Господь! Обещал – свято исполняй и будешь наследником Царствия Небесного.

Многим Господь по юности, по чистоте их жизни внушает – и юношам, и девам – идти в монастырь. Какая красота в монастыре! И бесяра тут как тут, наперекор дает мысль, сразу лезет: или ей хлопец какой-то понравится, или ему девка какая-то попалась – все! И как дурак становится человек. Зовет Бог: иди же к чистой жизни, к обители святой – ангелам равен будешь. А дьявол – свое. И как печально, что временами слабые духовно поддаются. И потом такая жизнь тяжкая, такая жизнь невыносимая… Кто виноват?Всегда слушайте ангельского голоса – первая мысль от Бога идет, вторая – всегда от дьявола. Ангел говорит: «Стой! Бог же такую мысль дал светлую – пойти в храм». А дьявол сразу: «Глянь в окно, вон лед какой, да ты ж расшибешься…» А в окно уже дьяволята говорят: «Да смотри ж, руки-ноги переломаешь, если пойдешь». Ничего, победили дьявола – пришли. Много кто из вас упал сегодня? Вот видите как! А многие послушали дьявола и сидят себе там, и радости никакой не имеют, и праздника Введения нет. И так в любом деле. Ангел говорит: «Дай легкой рукой милостыню кому-то». Дьяволята тут же искушают: «Так у тебя ж самого этих денег только на хлеб хватает, как же ты будешь жить?» Дай, Господи, чувствовать это, побеждать дьявольские искушения. Голоса ангельского всегда слушайте во славу Божию! Ангел мудро ведет вас всех к Царствию Небесному. А дьяволята тянут нас в ад, всеми силами упираются. И вот эта борьба постоянно идет. «Томлю томящего меня» – только слушай, разбирайся в помыслах своих внимательно. Долой дьявольские искушения! И глас ангельский, Божий, да всегда исполняется в жизни нашей земной!

Слава Богу, что Господь дал силы нам, священникам, мирно, спокойно, соборно помолиться в нашем храме Божием, послужить у престола Божия. И вас Господь сподобил помолиться тихой, спокойной, доброй молитвой в сельской простой церкви нашей во славу Божию. Матерь Божия явила милость из дале- кой Греции через наших благодетелей. Мощи сегодня прибыли в ковчеге Иоанна Русского, исповедника. И кто рано встал, те приложились к мощам и помазались маслицем от лампад святых. За эту милость Божию благодарим Господа.

Как Матерь Божия нас не оставляет, какие видимые знаки милосердия нам дает, только поражаюсь. Сегодня в алтаре говорю: «Господи, Ты уже такие милости мне даешь, грешному, что и не знаю, откуда что и берется». Только боюсь, все время помню сказку Пушкина о рыбке золотой, все время думаю: «Господи, да даешь Ты мне и дворцы уже, и машины, как той старухе. Неблагодарный я. Все даешь – и святыни, и иконы, и мощи. Только дай, Господи, не возгордиться, как та старуха бестолковая, да чтоб не остаться вновь у разбитого корыта – вот об этом прошу». Как я часто говорю: «Не прогневи Бога». Дай нам, Господи, благоразумно жить, чтобы этой бестолковой старухой не остаться. Пушкин такой мудрец был, я так его всегда люблю читать, особенно эту сказку – в детстве наизусть когда-то знал. У Шевченко ничего не найдешьтакого светлого, доброго, как у Александра Сергеевича Пушкина. Так и вы вот этими бестолковыми старухами в жизни не будьте. Господь все посылает, а мы все ноем, все не так, все нам не хватает. Кинешься – а уж лопнуло все, как мыльный пузырь, и остались мы бестолковыми в жизни нашей. Вот так.

Помогай, Господи! Благодарим Господа за милости Божии. Сегодня одиннадцать лет исполнилось служения моего здесь. Все знают, на что пришел сюда: как здесь побиты окна были, да как снег выметали, да как «колели» в этом храме. А такую милость Бог дал – и храм восстановлен во всей красоте, славе, вот уже и богадельня есть, единственная во всем Донбассе. Потихоньку старушечки наши доживают здесь век свой. Как Господь дает милость! Когда пришел я, говорили: вот бы сюда газ. – А я: «Да мабуть, и кости мои потлеют в земле, пока газ будет». – А один старец (он уже ушел в вечность) говорит мне: «Да ты Богу молись, а Бог тебе пошлет». Ну и молимся – смотрю, уже и газ газует, и еда есть, и чего уже только нет… Опять же, только бы (как та старуха пушкинская) не возгордиться, чтобы у разбитого корыта не остаться, но за все благодарить Господа.

Так что, слава Богу, живем духовно в единении, в мире, в спокойствии живем. Не без искушений. Без искушений не будет спасения ни нам, ни вам. Но дай, Господи, мужества и мудрости переносить эти искушения. Улыбнись: «Вот и искушение, опять что-то не так начудили, ну ничего, завтра наладится все». И правда, ладится. Особенно благодарим Бога за то, что службы совершаются ежедневно утром и вечером. Это особая милость Божия. Батюшки окрестные часто приезжают, говорят: «Не можем служить, некому петьда читать». Да ладно! Мы уж за вас тут все вымолим, вычитаем, и отпоем, и отслужим. А вы уже хоть литургию там служите в своих сельских храмах холодных, убогих и голодных, но во славу Божию молитесь.

Так мы потихоньку, с Божией помощью, и несем крест, и совместно все живем во славу Божию. И дай, Господи, чтобы мы верны были Господу, и никто не погиб, но чтоб все наследовали Царствие Небесное. Чтоб нытья не было: ой, погибну, ой, Бог не спасет меня, ой, Бог не простит! Спасет! Лишь бы мы шли к Богу. Бог нас всех ждет и всех зовет. А то ноет: «Ой, я ж не спасусь!» Кому ты лжешь? Ты долготерпение Божие оскверняешь, хамствуешь перед Богом. Нет, лжецы мы тогда. Милостив Господь, спасет. Глубокая, чистая вера должна быть всегда у нас, и тогда будет легко, радостно и светло в жизни нашей земной. Аминь.

Слава Богу, вчера вечером уже звучало «Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите». Рождественский канон уже поется, ирмосы, катавасия. Дай, Господи, дождаться уже теперь Рождества. Введение проводим, Святителя Николая Чудотворца проведем праздник, и Рождества Христова ждать помоги, Господи. Чтобы елочками, красотой украшен был храм Божий, и души постящиеся наши были украше- ны радостью к Рождественской ночи святой во славу Божию. Чтобы в храме все сверкало, и в сердцах все сверкало. Радостное торжество!

Все объяснил я вам, все рассказал, все понятно вам, вопросы есть какие? Все ясно. Ну, слава Богу, что вы такие грамотные.

На будущий год будет двенадцать лет, как я здесь. Сколько ни есть – все наше! Я только Господа молю, чтоб меня никуда не гнал бесяра, ни в какие ссылки опять не ссылали. Дай, Господи, и кости свои положить здесь. Ну, как получится, может еще в тюрьме нужно будет побыть. А как же! Хохлы-западенцы как закрутят-завертят против веры святой Православной. Ну что ж, надо и в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Лучше избежать ее. Но от тюрьмы и сумы никогда не зарекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, кругом Бог. С Богом ничего в жизни не страшно никогда. Аминь.