«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

Проповедь в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского и святителя Митрофана Воронежского

6 декабря 1998 года

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным сегодняшним воскресным днем!

Читали житие князя Александра Невского? Наряду с татарами, злейшими врагами земли Русской были католики. Их ненависть страшная к Православию – любым способом победить Православную веру – по всей истории Русской земли нашей прослеживается, начиная от князя Александра Невского. Как бил эту нечисть еретическую, католиков, князь Александр Невский, – они его до сего дня вспоминают с содроганием! Немцев, шведов-католиков разбил, очистил север нашей Руси от католических посяганий.

Но не успокоились на этом сатанисты эти – папы римские, они продолжали свое зло. Поляков наслали на Русь святую в 1612 году. С помощью Самой Матери Божией, Казанской Ее иконы, очистили мы землю Русскую от этой нечисти католической. И сейчас эти католики – папы римские, не успокаиваются. Разными иезуитскими способами, лишь бы добиться своего − сеять у нас на Руси, беспомощной и беззащитной, свою ересь католическую, униатство свое, лишь бы подчинить папе – вот что для них самое главное. Под властью этого антихристового слуги, масона-папы быть, − вот какова их задача. Борьба с верой Православной идет, иезуитски так, тонко идет – «мы ж не против Православия».

На самом деле сеют это зло свое, ересь свою, заблуждения свои еще со времен Александра Невского. От Крещения Руси идет эта борьба. Как папа Римский хотел захватить Русскую землю при Крещении! Но не получилось! Владимир святой отверг католические притязания и избрал от Востока Православную веру, от Византии, от града Константинополя. И эту веру Православную храним до сего дня. И как же эти католики, униаты, их прихвостни автокефалисты – вся эта нечисть западу служит, тьме служит. Недаром их столица – Рим – находится на западе, во тьме. Святой град Иерусалим и Византия находились на востоке, откуда мы приняли веру Православную. И как бы запад ни посягал, Русь святая хранит и будет хранить веру Православную!

Святой благоверный князь Александр Невский и есть хранитель Отечества нашего. Великий князь, великий ангел наш, великий заступник хранит землю нашу и Церковь Русскую Православную до сего дня. Как ненавидят эти националисты-хохлы князя Александра Невского! Повычеркивали его имя из святцев своих, иконы повыносили из храмов –

«Цэ москальский князь, вин з папою боровся». Конечно, с нечистью боролся Александр Невский. Можно ли отказаться от имени святого князя? Никогда нельзя отказаться! И да исчезнет эта нечисть! В Донецке уже униаты беснуются, католики. Ксендзы свои костелы строят. Донецк же никогда не был католическим! Тут испокон веков и понятия не было о ереси католической! Но время такое наступило. Задача пап – Украину полностью подмять под себя. И президент нынешний, позорище нашего времени, приглашает папу: «Приезжай в Киев, гостем будешь моим». Киев – матерь городов русских – боролся всегда с этой нечистью. Никогда не ступала папская сатанинская нога в Киеве. А сейчас уже зовут: «Иди, гостем нам будешь, туфлю тебе будем целовать папскую да твой перстень золотой на руке». До каких времен унижения дожили мы! Рим командует, указывает: «Борьба с Москвой. Москва – враг наш была, есть и остается. Москва, веры Православной поборник, не нужна. Давайте свое организовывайте под водительством папы Римского».

Вот какова политика идет сейчас масонская – раздела, раскола, уничтожения Православия на Святой Руси. И как бы ни было трудно, зовет Господь всех русских людей к вере Православной, к храмам Божиим. И дай, Господи, молитвами князя Александра Невского хранить эту веру, никогда не поддаваться ересям этим разным и расколам века сего. Все пройдет. И всегда мы молимся чудными словами Псалтыри: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». И вся эта нечисть, все эти папы римские да отойдут от земли Русской! И Русь святая единым сердцем, едиными устами да славит Господа!

И нам дорог светлый образ князя Александра Невского. Наш великий полководец, наш великий угодник, наш великий защитник святой веры Православной. Какие напасти терпела Русь святая! Но никогда в уныние не впадал князь Александр Невский. Мудростию своею все побеждал и мужеством своим. И нам заповедал никогда в уныние не впадать, но знать – с нами Бог! «Бог не в силе, а в правде» – вот завет князя Александра Невского всем нам и всей нашей земле святой Русской.

Господь сподобил нас сегодня снова вместе молиться в нашем храме за святым воскресным богослужением. И за эту милость общей молитвы нашей христианской благодарим мы Господа, что Господь еще одно воскресенье сподобил вместе побыть, вместе помолиться в нашем святом храме Божием.

Евангелие читали за литургией. О чем мы читали? О богаче. А что ж там за богач? Богач и Лазарь? Или кто? А? Деды, какое Евангелие читали? Глухи, кажуть, не чують. Языком молоть в алтаре, то вы вроде чуете все. Специально спрашиваю вас: как вы стояли в церкви? Слушали Евангелие? Это как один батюшка был, ленивый проповеди говорить. Всегда прочитает Евангелие, спросит: «Понятно?» Что скажешь? – «Понятно, батюшка». Ну и все, никакой проповеди. Договорились все бабки – как спросит батюшка:«Понятно?», скажем: «Непонятно!» Только батюшка сказал: «Понятно вам, что читал?» – «Не поняли ничего, батюшка!» – «Если вы самого Бога не поняли, значит, и меня не поймете». Вот они, поповские наши хитрости, они разные бывают.Узнаю у вас – о чем же читали? Про богача какого- то, которому все мало было: давай ешь, пей, веселись, на многие годы у тебя богатства. Безумный человек! В эту же ночь душу от тебя заберут – кому ты это все оставишь? Вот сегодняшнее Евангелие: «В Бога бо- гатей, вечное наследие стяжай», – как наказал нам князь Александр Невский, вся Русь святая и угоднички Божии. Вот сегодняшнее Евангелие: «В Бога богатей, вечное наследие стяжай». Князь Александр Невский и угоднички Божии сами свято исполнили это завещание Божие и нам заповедовали. Бесконечно нам все мало, мало, мало… Жадность, зависть это. Мы смотрим на чужое добро не с радостью – «Слава Богу, люди имеют!», а с завистью – «Вот это живут!» Не с сожалением посмотришь на безумие это, на эти пустые дворцы недостроенные, на эти иномарки пышные, на всю эту нечисть века сего, а с завистью: «Вот это живут! Мне бы так!» Вот это чувство зависти буквально разъедает нас всех. Многих разъедает, как ржавчина металл – так и чувство зависти разъедает. «В Бога богатей, Царство Небесное стяжай» – вот самая главная задача христианской жизни. На Небо вкладывать, как вкладывали предки наши великие, в Бога богатели. И нищим подавали, и храмы созидали, и монастыри содержали. И всего хватало. Достаток был во всем. Потому что не было этой беспредельной жадности. И те же купцы, которым все Господь посылал – и купли, и продажи – они созидали храмы Божии. Едет купчина, дает обет: «Благополучно товар сбуду, приеду – куплю золотое Евангелие в храм Божий». Действительно привозит, торжественно вручает: «Вот мой дар (вклад так в старину назывался) – Евангелие в золотом или серебряном окладе. Пусть моя память, „обет“ мой будет». Второй раз поехал – еще больший успех. Дает обет построить храм Николы: «А то как же! Чтобы обязательно Святой Николай всем купцам, не только мне, помогал в купле и продаже». И созидается храм Божий. И так бесконечный идет процесс – в Бога богатение. Еще от святых апостолов этот процесс идет. Как в Бога богатели все! Апостол Фома как строил дворец царю: бедным все раздавал и на Небе создал ему дворец. И другие святые апостолы и отцы учат этому чудному богатству в Боге. Богатство, которое приобретает каждый человек, творящий добро, – вечное. Чашу холодной воды подайте с любовью человеку. Не так, как мы временами относимся:«На тебе, отцепись от меня». Это не милостыня. Она не будет на Небе, такая милостыня. А с любовью – «пей на здоровье», с улыбкой – «покушай на здоровье». Когда любовь эта будет, тогда это милостынька обя- зательно будет. И в вечном Царствии Небесном в Бога богатеть будем. И на мытарствах эта чаша студеной воды, с любовью поданная, обязательно угасит пламень наших грехов каких-то.

Пошла ты навестить старуху больную, так не сиди полдня у ее кровати, не ляпай языком, бедная старуха и так еле живая, а скажи: «Дай же я кашу манную тебе сварю, дай я тебе поприбираю, да помою, да помогу тебе». Вот это – в Бога богатеть. Да принесла и покушать, принесла и хлебушка святого… Вот это – в Бога богатеть. Да с любовью отнесись. А не так – осуждать всех да переосуждать. Пришла, полдня провела, до смерти утомила эту бедную старуху – доброе дело, думает, сделала: «Я ж пошла, навестила старуху». Какой прок от того, что ты пошла? И на Небе не будет этого«проведывания». А вот когда потрудишься, когда испечешь пирожок да хлебушка купишь, да понесешь от труда рук своих баночку какую-то покушать этой старухе полуголодной – все будет в Царствии Небесном.

Даже когда мы плачем о грехах в платочек, слезы эти и то будут зачтены Богом. Когда покаянные, умиления слезы – не отчаяния, не горя такого: «Ой, Боже, за что ж ты меня наказываешь?» А именно слезы умиления, слезы покаяния, благодатная роса когда от нас идет – и то будет зачтено. Как одному человеку на мытарствах Ангел платочек принес, которым он слезы вытирал, когда плакал и на исповеди каялся. И этот платочек перевесил грехи, за которые хотели осудить его на мытарствах.

Как дорого в Бога богатеть! И какое огромнейшее поле деятельности у каждого из нас, только «иди, и ты твори такожде». Мы жестокие с вами. Мы сразу друг друга укоряем: ты такой, ты сякой, ты не встал на колени, ты еще что-то не так сделал... А зачем унижать человека? А может, душа его давно на коленях стоит. Жестокость такая. Слова жестокие наши бывают. Где же наше милосердие? «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Вот именно это чудное свойство милосердия – в Бога богатеть – свойственно было всем – и отцу Иоанну Кронштадтскому, и праведному Ионе Одесскому, и всем великим нашим подвижникам, молитвенникам нашим, которые действительно искали «овцу заблудшую», находили ее и спасали эту овцу, приводили ее в Царствие Небесное.

Вот и нам всем дай, Господи, не быть безумными этими богачами сегодняшними евангельскими – в жадности бесконечной жить. В Бога богатеть, любовь проявить друг ко другу, ласковость, милосердие проявить. А ласковое доброе слово дороже всяких заморских лекарств и всяких конфет дороже. Вот это доброта. С любовью ты подай эту чашу студеной воды, и человек выздоровеет обязательно. Он поймет эту любовь, почувствует. И ему облегчение будет, и вера у него появится в добро.

Как когда-то я вам рассказывал, в старое время ездили в Почаев богомольцы. Собирается одна женщина, и все село дает записочки, заказы – мне там масло, крестик купи, мне иконочку в Почаеве купи, водички привези да просфорочку. Ну, привезла она. Сколько оттуда привезешь? Бутылку воды – и та тяжелая в дороге (иголка – и та тяжела в пути). Принесла бутылку, поделила. Всем вроде разделила.Тут приходит соседка – старая еврейка больная, еще некрещеная: «И мне ж дай своей святой водички, может, меня Бог твой исцелит, и я ж тогда поверю и крещусь». «Вот, – думает, – жидовке этой давать еще святую воду». Но та пристала, никак не отцепится. Пошла скорей, из-под крана налила воды ей, дает:«На тебе, от стопочки Божией Матери». Та с глубокой верой перекрестилась, выпила этой святой воды и выздоровела. И сказала: «Теперь-то я верю в вашего Бога, пойду креститься». Эта как увидела – выздоровела еврейка бедная старая – бух ей в ноги: «Прости меня, Сара, я ж тебя обманула, дала простой воды. А как ты верила глубоко, Матерь Божия тебя исцелила». А у тех, кто взял воду без веры, – обыкновенная простая вода получилась. Вот так.

Так и нам дай, Боже, этой светлой чистой веры, и с любовью ко всем относиться. Стараться никому ни в чем не отказывать, в пределах разумного. А то все пораздаем, а семью оставим голодной – так тоже нельзя. В Бога богатеть! Вот главный смысл сегодняшнего воскресного Евангелия.

Продолжаем праздновать праздник Введения во храм Божией Матери, прославляя это событие, – посвящение Богу. И нам дай, Господи, быть всем под сводами храма святого, которому и нас посвятили при Святом Крещении, при святом нашем воцерковлении. И быть верными, как Матерь Божия была верна Богу и храму Божию всю Свою земную жизнь. И нам быть верными посвящению. Это посвящение происходит при принятии Святого Крещения и воцерковления, когда священник читает молитву над матерью и ребенком и вводит или вносит младенца мужеского пола во святой алтарь, женского пола – ко святым Царским вратам. С этого момента храни верность святому храму Божьему. Событие введения во храм, посвящения Богу и над нами совершается, и в жизни каждого человека-христианина, живущего на земле.

Еще праздник святителя Митрофана, в схиме Макария, день его кончины. Чудный святитель, великий подвижник, аскет, мудрый старец. Трудное время было – правление императора Петра Первого. Многие не понимали его преобразований, многие роптали. Раскол старообрядчества жуткий был. Страш- но было, беспокойно на Руси. Именно в это время Господь и воздвиг чудного старца мудрого – Митрофана, который и Богу угодил, и царю угодил. И всех наставлял на этот путь: «Кесарево – кесарю, а Божие – Богу».Строил царь корабли. Митрофан знал – защищать Отечество надо, не говорил: «Это бесовское дело – война», а говорил: – «На, царь, у меня в епархии са- мые лучшие сосны корабельные растут, иди, руби, созидай, защищай землю Русскую, как защищал ее Александр Невский». Еще царь что-то затевает по- лезное для Отечества, а он: «Бог тебя благословит, царь». Но и стоял крепко за свою веру святитель Митрофан. Царь призвал его во дворец свой, чтобы старец святой побывал у него в гостях и благословил царскую семью. Привезли святителя Митрофана в дорогой карете царской. Как глянул Митрофан – вокруг дворца царь повыставил статуи обнаженных языческих богов, истуканов! – «Нет, царь, от детства своего не осквернял очей плохим видением, и сейчас не могу войти к тебе, пока ты не уберешь эти статуи».

Нет в царской жизни неповиновения. Суд должен был быть за неподчинение царю и казнить должны были Митрофана. «Хоть умру, но не переступлю порог», – твердо сказал старец. И смирился царь, понял правоту святителя Митрофана, убрал эти нечестивые статуи. И тогда пошел святитель Митрофан, благословил царя в его доме и его царскую семью. Где нужно – стоял твердо, а где не нужно – мудро всегда уступал, поддерживая и «кесарево» – государство Русское. Вот эта мудрость привела его к святости.

Прост очень был святитель Митрофан. Тогда не было лимузинов, которые архиереев возили, самолетов тогда не было. На бричке часто ездил святитель Митрофан или пешком ходил в собор. До собора такая была грязь от покоев Владыки, что он в коротеньком подряснике ходил. В соборную ограду вошел, надевают иподиаконы ему сапоги новые, подрясник на него надевают, и тогда архиерей во всей славе шествует в собор служить литургию Божию. Вышел из собора – поснимали с него иподиаконы эти чоботы, надели поверх коротенький, до колен, подрясничек, и пошел старец с простой палкой, по колено в грязи в свой дом отдыхать во славу Божию. Такая была скромность, простота святителя Митрофана. В этой простоте было величие. «Мало яждь, мало пий, и здрав будеши», – помирая, такое простое завещание людям оставил святитель. Сам монах, подвижник, аскет, как пели сегодня, «правилом веры и образом кротости» служил всем, являлся добрым примером в жизни, особенно терпения. И так мудро грозного царя, императора Петра, смягчал, что царь пред ним очень благоговел. И из всех русских архиереев почитал только Ми- трофана Воронежского. Когда в сегодняшний день святитель Митрофан окончил жизнь свою в схиме великой, царю доложили об этом. Царь заплакал и говорит: «Великий, добрый старец ушел. Такому на Руси не бывать уже». И повелел: «Пока не приеду в Воронеж – не хоронить». «Покойник завоняется», – заволновались все. Лежал святитель как живой во гробе, пока не приехал сам царь лично и на своих руках не отнес гроб его к месту упокоения. Это уже было не тело, не останки, это были святые мощи.

И Господь сохранил эти святые мощи. В граде Воронеже до сего дня нетленными мощами почивает святитель Митрофан. Как безбожники над ним издевались! А люди прятали эти мощи, в стену замуровывали святителя, чтоб сохранить мощи святые. И все знали – они замурованы в стене. Проходили мимо архиерейского дома и крестились: «Здесь лежит святитель Митрофан до своего прославления». Все верили, что Бог поругаем не бывает. Кончится это поругание, разобьют эту стену и вынут мощи, и вновь будет сиять Светильник над землей Русской! И действительно, свершилось это. Сияет сейчас святитель Митрофан, лампады неугасимые горят, и Русь святая молится ему – схимнику, аскету, терпеливому, мудрому старцу – святителю Митрофану.

И нам дай, Боже, его молитвами, этой мудрости правильно и в церковных вопросах поступать, и в гражданских – во всем золотую серединочку хранить. Мудрость дай, Господи, как правильно поступить, чтоб никого не оскорбить, никого не убить, и вместе с тем добротой и мудростью, как святитель Митрофан, наставлять всех на путь истинного благочестия святой веры Православной. Вот таковой праздник светлый в сегодняшний день празднует Церковь наша Русская Православная.

Молитвами двух великих схимников – святого благоверного князя Александра Невского – солнышказемли нашей Русской и святителя Митрофана Воронежского, дай, Господи, нам всем эту мудрость духовную – правильно поступать в любых жизненных обстоятельствах и веру святую Православную свято хранить. Кривоверами не быть, не хвалить чужое заблуждение. Знать, что истинная вера Православная, наша, русская, – самая лучшая, самая светлая и самая добрая, святая вера. Вот таково краткое назидание даю вам всем в сегодняшний святой день в нашем святом храме Божием.

Слава Богу, Господь помог помолиться. На этой неделе Господь сподобил нас праздновать праздник Введения во храм Божией Матери, Господь дал силу служить. Теперь уже готовимся к Рождеству Христову, поем «Христос рождается – славите», уже славим Господа. Уже приближается тот момент, когда «грядет Дева Мария в вертеп Вифлеемский родити Спаса Господа», как на Андрея Первозванного будем петь в стихирах святых.

Дай, Господи, течение поста мирно совершить. Пройти поприще, не унывая, поменьше к болячкам своим прислушиваться. А то бес в посты обязательно крутит и желудки наши, и ноги, и поперек – все крутит, и мозги особенно крутит в пост святой. Дай, Господи, чистым сердцем пройти пост, поподвизаться, пост – это подвиг, попоститься во славу Божию. И Рождества Христова всем дождаться по милости Божией.

Многих Господь сподобил пособороваться вчера, сегодня – причаститься. За эту милость Божию нашей общей духовной молитвы – мирной, тихой, спокойной – благодарим мы все Господа. Слава Богу! Особенно за то, что Господь дает духовные силы. Если бы эти духовные силы Господь не давал – попадали бы давно. А ну-ка, с пяти часов стоять в церкви. Ой-е-ей, сколько это мы сегодня стояли, молились? Я-то, ленивый, сижу. Сейчас сколько времени? Одиннадцать. Шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать – семь часов. А то бывает и по восемь. И слава Богу, укрепляет Господь. И усталость если бывает, то усталость такая благодатная. Не какая-то жесткая, болезненная, унылая, а благодатная такая усталость. И действительно, благодать Божия и «немощная врачует, и оскудевающия восполняет». Духовной радости дай всем, Господи, во дни святого поста.

В среду у нас Юрьев день – знаменитый наш русский праздник – освящение храма Георгия Победоносца во святом граде Киеве. День милосердия. Всегда в этот день обязательно старались люди сотворить какое-то доброе дело. По слову князя Ярослава Мудрого, посвящать этот день нужно добрым делам. Вот и вам дай Бог и старичкам доброе сделать, и деткам в этот день доброе дело сделать. Чтобы действительно праздник Юрьева дня был для каждого из нас во славу Божию.

В четверг у нас празднование иконы Божией Матери «Знамение» и святого великомученика Иакова Персянина. Мощи его святые находятся у нас в образе святом. В среду вечером будем совершать богослужение: петь будем канон «Волною морскою» по подобию Великой Субботы и совершать службу Божию. В четверг у нас будет служба архиерейским чином. Наш владыка Иларион прибудет совершать литургию святую и освящать антиминсы будет во святом алтаре для всех храмов Донецкой епархии. В каждый храм особое благословение дается на служение – антиминс – плат шелковый, на котором изображено Погребение Спасителя. В этот плат зашиты мощи святых мучени- ков. У нас и мощи мученика Трифона зашиты в плат, в храмовый антиминс, и мощи священномученика Климента, епископа древнего града Рима. Святым миром Владыка будет помазывать антиминсы. Затем они во все вновь открывшиеся храмы выдаются за подписью архиерея как благословение на совершение службы Божией. Без антиминса священник не имеет права служить святую Божественную литургию.

Слава Богу, что мирно проходит жизнь наша приходская. Ой, не так сказал. Искушения-то бывают, конечно. Без искушений не будет спасения. Но мирно молимся, спокойно, хозяйнуем во славу Божию. Дай Бог, чтоб и вы, приходящие в храм, не заботились этими «мамонами» – мирскими вопросами, а пришли всецело помолиться, послушать Слово Божие, получить утешение.

Никуда не подписывайтесь сейчас, никаких подписей – дни лукавые! То за митрополита там, то еще за кого, то за коды, то за моды, то еще что-то. Оно не нужно нам абсолютно – суета сует. Это в миру там все делают. А в храме идет простая, добрая христианская молитва за весь мир. «Вернии о оглашенных помолимся, да Господь помилует их» – о всем некрещеном и непросвещенном мире – за всех помолимся, чтобы Господь всех спас и просветил светом веры Христовой. Все понятно? Ну, слава Богу!