«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

Проповедь в день памяти преподобного Лаврентия Черниговского, мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, преподобного Марка Гробокопателя

11 января 1998 года

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным днем воскресным и праздником Рождества Христова!

Только что читали житие преподобного Лаврентия Черниговского. Одна дуреха, как и все бабы, пришла к батюшке: «Благослови ж мне замуж, хочу страшно детей». Батюшка: «Замуж? Ну давай, выходи замуж». Начал ей рассказывать, жизнь какую супружескую она должна вести, как жена во всем должна подчиняться мужу беспрекословно. Муж – глава семьи. А не так, как мы за безбожников повыскакивали, а потом мучаемся. Муж верующий должен быть, православного вероисповедания, жить со страхом Божиим. Во всем жена да боится мужа, да благоговеет перед ним. Нужно в супружеской жизни посты – все четыре – соблюдать, под среды и пятницы не ложиться с мужиком, под воскресные дни святые, под великие праздники никогда не жить супружеской жизнью, потому что это уже не жизнь, а блуд получается – осквернение праздника, как Ирод с Иродиадою творили. Детей рожать, никаких противозачаточных средств не употреблять в жизни, по естеству жить. Сохрани Господь, ни одного аборта не сделать, всех детей растить во славу Божию, воспитывать в страхе Божием, ибо за детей будешь отвечать и на суде Божием – за свое семя и за свою кровинушку. Вот так положено жить супружеской жизнью». Та послушала-послушала, опустила голову, пошла… Слава Богу, по молитвам батюшки, перехотелось ей, перечесалось у нее. Пошла с Богом в мо- настырь святой, и монахиней даже в схиме скончалась во славу Божию. И благодарила Бога всю жизнь, смотря на своих подружек несчастных, у которых чесалось, замуж повыскакивали, а она – матушка, самая счастливая, никакой боли этой не видала, никаких абортов не творила, в чистоте прожила и в жизнь вечную пошла.

Так и у вас, у мужиков, чешется, в голове Бог знает что, у баб чешется – блуд, похоть бесконечная. Смотрят блудно друг на друга, в уме похоть эту тво- рят, страдают и мучаются. Чистота должна быть. Вот и подумать тут: замуж – это вам не сексуальные вопросы решать. Похоть исполнили, а потом что? Вста- ли – где кушать, во что одеться? Денег нет – кончилась и любовь тогда, не сошлись характерами. Ладно, разошлись-то сами по глупости, а дети-то страдают, а дети – сироты, без отцов страдают, без рода остаются. Вот смертный, тяжкий грех, вот за что мы все будем отвечать перед Богом. Сами-то ходите в церковь, а где ваши дети? Где ваши внуки? А вы ж будете отвечать. Знайте, никуда ж не денетесь вы от этого на Страшном Суде Божием.

Вот об этом думал и как глубоко об этом мыслил преподобный старец Лаврентий и предупреждал, как и другие старцы великие последнего нашего времени: «Не идите в женитьбу, не идите в ЗАГС, сейчас уже растоптал диавол эту семью святую – малую Церковь, превратил ее в похоть, в извращение, в мерзости».

Сейчас чего только мужики да бабы не творят. Понасмотрятся этих диавольских телевизоров – Содом и Гоморра настоящие. Не участвуешь в Содоме – ты уже не угодная мужику этому похотливому. Вот. Семья растоптана диаволом полностью сейчас. А дети! Чему их научишь? Вот в какое время живем мы. Так что очень тяжко. И счастливы те, кто светло смотрит, отложив похоть эту всю, дьявольское влечение мерзкое это. «От Бога это», – один мне тут доказывал, бестолковый, наглый молодой человек. От Бога благословлена добрая семья, семейная Церковь, а не похоть. Похоть – это от диавола: когда дотронуться тебе, притронуться, когда грешным вот этим взглядом смотреть друг на друга. Это же не любовь, это – похоть, это – нечисть, это – грязь, это – диавольские, сатанинские чувства. Похоть появилась тогда, когда люди пали, были низвергнуты вон из рая! Тогда похоть сатанинская друг к другу появилась, и эта похоть есть зло даже до сего дня.

Вот об этом задуматься надо многим-многим молодым людям. Переменить свои глупые мысли, отойти от них. И дай, Господи, спасаться всем! В обители святые идти, посвятить жизнь свою Богу. Как ни трудно, как ни будет похоть эта бороть – в чистоте святой жить. Вымолить, как я часто говорю, себя, грешника, и род свой грешный, и всех несчастных своих родственников вымолить в обители святой. Один когда молишься – благодати почти никакой, а когда вся обитель молится, все братья и сестры – вот мощная благодать тогда и сила Божия.

Об этом нужно всем задуматься, поразмыслить. И дай, Господи, принять правильное духовное решение. А то понаблудили, «хвостов» – детей – таскают за собой. «Я пришла спасаться». А кому ты с тем хвостом нужна? Вот иди, определи детей своих, вырасти, в жизнь определи их, а потом уж спасаться. Поздно ты пришла. Думай сама уже. Нарожать-то нарожала, а теперь «на, тебе, батюшка, ты ж воспитывай моих детей». Нет, извольте, кукушки мне не нужны эти, в чужих гнездах и чужих дворах детей ваших выращивать я не буду никогда – знайте. Чистый приходишь – милости просим с любовью. С «хвостами» – иди туда, где их нахватала и разбирайся там с ними. Может быть, это с моей стороны и неправильно, не знаю, но у меня же не детский сад здесь. А то поприносят детей: вот, мы понарожали, мы любовью поназанимались, а ты, батюшка, воспитывай. Да у меня вон дети мои (братья и сестры.– Прим. ред.), повоспитывай их, а еще и твоих малышей… Когда вырастут ваши дети, тогда будем смотреть. Так что помните, рассуждайте, духовное размышление имейте и не творите этих роковых ошибок.

Я всегда умоляю: похоти этой сатанинской не имейте друг на друга. Как страдают те люди, на которых по- хоть имеется? Очень страдают. Когда хлопец похоть имеет на девушку или на женщину, она мучается, как птичка мечется. Точно так и когда бабы бесятся, похоть имеют на мужиков – тогда тяжко бываети бедным мужчинам. Жалейте друг друга, будьте жалостны, избегайте этой похоти. Всегда у престола каюсь перед Евхаристическим каноном, говорю: «Господи, прости нам грешный взгляд, нашу похоть друг на друга. Прости, Господи, грешное прикосновение (когда бесяра так и блудит дотронуться как-нибудь, да не так просто дотронуться, а именно с похотью – пожимать ручки, и все прочее), грешное разжение блуда прости разное, Господи!» От этого никто не избавлен – ни схимники, ни патриархи, ни цари – никто. И всегда нужно осознавать в себе греховную эту похоть, и всегда нужно бороться. Не будешь бороться – затянет диавол в омут этот, и пойдешь ты в погибель.

Вот и праздник прошел Рождества Христова. Вчера вечером обращал я внимание: многие его по- христиански, с радостью встретили, а другие – по- мирскому. Отстояли ночь, а тогда давай! Вина давай, бабу целовать давай, то давай, это. Господи Милостивый! Плотски никогда праздник не встречайте, это бессмыслица, пустое препровождение времени, осквернение. Встречайте духовно, с радостью: пошли к обедне, разговелись, отдохнули во славу Божию. Потом пошли, навестили – не богатых кума да куму, где попить-поесть можно вкусно, а бедных, убогих, старуху какую-то лежачую, которая не может даже в церковь пойти. Да понеси ей святой водички, да хлебушка ей понеси свеженького – вот и будет радость. Это уже настоящее благодеяние будет. И мирно, тихо на вечерню пошел в праздник, почитал книгу святую какую-то, отдохнул. Только сохрани, Господь, включать колдуна этого, сатанинский ящик – телевизор. Это колдун! Заморочит ваши мозги, и дураки-дураками будете. Вот духовно так нужно, без всякой этой похоти, без всякой этой пьянки проводить праздники.

Многие из вас повинны в осквернении праздника Рождества Христова. Уже, думаем, все дозволено. Постились, постились – хорошо, духовная легкость, радость была. Все! Давай уже вина скорей, давай того, давай сего. Да меры мы не знаем. От этой бутылки окосеем, как свиньи станем да и все. Так что в чистоте дай, Господи, праздновать. А кто так, с похотью, проводил праздник святой, каяться должны на исповеди как осквернители праздника великого Рождества Христова.

И дай, Господи, чтобы эта похоть не побеждала вас. Блудный мысленный грех чтобы вы не творили. Чтобы вы, как часто всем говорю, взирали друг на друга, как на красоту Божью, как на образ и подобие Божие, а не смотрели, как на кусок мяса. Нет! В каждом человеке красота должна быть, каждый человек – образ и подобие Божие. Дай, Господи, чтобы не «мясо» мы видели человеческое, а образ и подобие Божие в каждом человеке. Красота и во младенце, и в отроке, и в юноше, и в деве, и в глубоком старике и старухе – во всех красота Божия. И всякий прекрасен в своем возрасте. Глупо говорить: «Эх, старый такой, безобразный». Почему же? Вот старцы мои – красавцы все. Образ и подобие Божие. Разве можно сказать, что не красавцы? Или вон старухи мои стоят – красавицы все. Младенцы – своя красота, юноши и девушки – своя красота, мужчины и женщины – своя красота, старцы и старицы – своя красота. И вот эту духовную красоту старайтесь видеть, о которой часто говорил батюшка – преподобный старец Лаврентий. И я вам говорю: учитесь око чистое иметь, светлое, сердце чистое – не черное, не черный этот взгляд, злобный такой, ненавистный. Это страшные люди, они тогда становятся безумными, если похоть не удовлетворяется. А чистая жизнь ваша будет – и людям с вами будет легко, и вам самим будет всегда радостно, и чистое сердце созиждется, о котором говорит пророк Давид.

И всегда говорю я вам: бывает такое попущение Божие ‒ согрешил человек, не удержался. Как царь Давид, память которого мы сегодня празднуем.

Какая чистая жизнь его юная была, и как Бог попустил согрешить ему тяжко: убил человека ради похоти своей, прельстился похотью, забыл образ и подобие Божие, красотой женщины прельстился. И ради этой похоти, когда бешенство наступило, возбешение (сами в этой жизни знаете, когда неуправляемый становишься – уже одна только похоть, больше ничего в мыслях нет), согрешил тяжко, сотворил блуд. И Господь наказал за это смертью ребенка, нажитого от блуда, но не лишил покаяния. И это промыслитель- но, что Бог попустил впасть царю Давиду во грех, что- бы нам увидеть дальнейшие плоды покаяния. Какое великое было покаяние его о грехопадении… Как горь- ко он каялся, посыпая пеплом главу свою… И чудный псалом бессмертный создал, который мы обязательно все должны знать: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»! Покаянный псалом. Середина – апогей этого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Опытно царь Давид, впав во грех, почувствовал, что значит чистое серд- це иметь и дух сокрушен. Вот этот пример мы забываем. И через это великое покаяние он очистился от греха смертного. Три греха: прелюбодеяние, убийство и смерть ребенка, наказаного за грех, за блуд этот. И Господь простил его, кающегося. И нам дает этот образ Господь – не унывать никогда, не отчаиваться. Как читаем в житии пророка Давида: когда Саул отчаялся, отступил он от Бога и пал смертью самоубийцы – сам себя копьем убил. Когда уныние и отчаяние, тогда бес или виселицу показывает, или горсть таблеток советует выпить, или из окна выброситься. Вот что бывает, когда мы отступаем от Бога. И человек в безумии своем духовном творит самый тяжкий, смертный, проклятый грех – лишение жизни себя самоубийством.

Многие безбожники насмехаются: «Вот ваш святой, вот ваш Давид чем занимался». Мы читаем Библию и часто видим только грехи человеческие, а покаяние и исправление дальнейшей жизни – это нас не касается. Наш грех – односторонний взгляд на Слово Божие. Широко смотрите на Слово Божие. В Святой Библии описана жизнь и грешников, и праведников такова, ка- кова она есть. Не так, как мы сейчас, к сожалению, и жития святых некоторых пишем, как будто они позолоченными ангелами уже родились прямо из чрева матери. Такими же были угодники Божии, как и мы все, грешники. Но святости достигали, побеждали эту же самую похоть, о которой я говорил, все глупое это по- беждали. И если и согрешали – каялись. Та же Мария Египетская, также другие подвижники великие, тот же Моисей Мурин, тот же благоразумный разбойник, именно через покаяние вошедший в жизнь вечную. Вот и нам даруй, Господи, широко смотреть на жития святых, учиться. Какие были грешницы Мария Магдалина да Мария Египетская! Мы видим только грехи, а на покаяние нам бес уже закрывает глаза, мы его не видим никто, путь жизни не видим. Вразуми, Господи, видеть в каждом житии, в каждом историческом событии победу над диаволом, над этой похотью диавольскою, над гордыней. Исправление через покаяние и наследие живота вечного – святости достижение. Вот этому вразуми, Господи.

Бросайте эту похоть, эту грязь. Она растаптывает вас полностью, она обесчещивает в вас полностью образ и подобие Божие. Вы превращаетесь в животных, в скотов. И скоты того не творят, что мы в своем бесновании похоти. А помыслы эти блудные, мерзкие, эти взгляды, эти вздохи – это же явный сатанинский блудный вздох в человеке, сам диавол беснуется, вздыхает. Это убирайте из жизни. Вы ж сами тогда исцелитесь, вам будет легко, как той же Марии Египетской. Вы действительно победу тогда обретете, лик посветлеет тогда, ясный станет – вот этот, сейчас сморщенный, мрачный, глаза злые такие – это же все сатанизм в человеке сидит, помрачение диавольское. Вы сами поймете: правда, чего ж я мучился или мучилась, да как легко без этих помыслов жить! Как будто бремя тягчайшее с себя снимешь. Вот этой светлой жизни достичь помоги нам, Господи Иисусе Богомладенче, нас ради родивыйся – обновления, очищения духовного. Начинать настоящую духовную жизнь, а не без конца пребывать в грехах, в блуде этом, в мысленном блуде. Вот этого избавления дай, Господи, всем нам в жизни дальнейшей нашей христианской.

Неделя по Рождестве Христовом сегодня. И мы благодарим Господа за то, что и в этом году Милости Божией провели пост мирно и дождались светлой праздничной Рождественской ночи. Как одно мгновение пролетела ночь святая – радость, торжество! Хоть и усталость естественная, физическая, хоть у некоторых и коленки уже отказали под конец, уже и глаза круглые квадратными были, слипались, как медом намазанные. Но все равно – духовная радость! Мы встретили Рождество Христово! Мы победили уста- лость, мы победили диавола, мы пришли к рожденному Богомладенцу! А кто в храме не был – ничего этого сладостного и радостного не обрели они – потерянный полностью праздник. Праздник встречать не на кровати надо, не у телевизора диавольского (ждать, что там покажут того Филарета, сатаниста-кощунника, или Митрополита Владимира с кощунством покажут), а идти в храм Божий, к молитве, к Богомладенцу Христу идти. И как некоторые служили диаволу? Сидели по домам своим и не пошли в храм Божий… Это великие тяжкие грешники.

Проклятый грех – непочитание святого великого праздника. Храмы открыты, полны народа, а нас бес уложил, нам бес поясницу скрутил – «не пойду», а сама как лошадь бегала целый день, а ночью ей «поясницу диавол скрутил – не могу пойти». По хате сигает, как та блоха, а в храме – ой! – палку подперла, костыль схватила – «не могу». Побеждать свои немощи нужно, идти к Богу, не расклеиваться. Потому что никогда мы так не победим немощи свои, и диавола не победим. И за эту радость мы, кто победил себя в светлую Рождественскую ночь, благодарим Господа. А кто спал, телевизор этот диавольский, колдуна этого смотрел, прости ему, Господи. Он не наш, он во тьме, этот человек, находится. И тьма пребывает с ним. Вот это должны знать многие, одуматься, покаяться, что Рождественскую ночь осквернили, что праздник Рождества не встретили в храме со свечой, с радостью, с молитвой, а по домам диавольским своим сидели. И будет этот дом ваш и квартира пу- стыней у вас, и местом скорби и уныния – и стучать вам будет, и греметь, и никакого покоя не обретете за то, что вы презрели праздник Рождества Христо- ва и отошли этим самым и от Богомладенца Христа. Прости, Господи, этих людей грешных, заблудших, кто сие творил безумие в спасительную Рождественскую ночь.

А на дальнейшее всем да будет уроком: иди в храм, преодолевай немощи свои, победи диавола – и будет радость духовной победы над самим собой, над греховным своим естеством.

И сегодня, в Неделю по Рождестве Христовом, мы совершаем память четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода убиенных. Казалось бы, трагическое событие – детей убил Ирод во дни пришествия в мир Христа. И мы вздрагиваем: какая жестокость, столько деток побил! А сколько вы абортов поделали, ироды и иродиады, сколько вы погубили детей? Миллионы, миллиарды! Об этом мы не вздрагиваем сердцем. А то: где ж тот Бог? За что ж детки-то погибли?

Дети эти невинные, вчера вечером говорил я мысль святителя Иоанна Златоустого, пострадали за ветхозаветный весь род, кровью невинною омыли грехи Ветхого Завета. А вы что творили?! Хуже скота всякого творили. Убивали сознательно своих детей, с жестокостью. Мужики, вы повинны, что семя убито ваше, кровью залита душа ваша в абортах убитых детей ваших. А бабам и прощение не знаю какое дать, они даже не думают каяться:«Ну убила, ну что сделаешь. А что, нищету эту плодить? Мужик заставлял». Нельзя этого делать! Если Бог уже послал зачатие – должны родить. Но не быть иродами и иродиадами. Вы ж под проклятием Божиим все находитесь за этот тяжкий грех убийства. Бог нам сказал: «Не убий». А вы что сотворили, безумцы?! И спрашивают: «А что читать? Не знаю, что читать». Да плакать надо горько о своих грехах до смерти. Под проклятием Божиим вы находитесь. И эти дети несчастные, которые после абортов в утробе вашей вновь зачинались, в этом ужасе – какие они несчастные, мученики духовные! «Сорок по сорок, сорок просфорок, сорок бутылок вина, сорок бутылок масла» и прочее. Выворачивают карманы, как католики становятся, по лжи этих попов нынеш- них века сего: «Откупись, индульгенцию дам тебе, все грехи тебе Бог простит, если ты мне принесешь это все». Не нужны Богу ни масло, ни деньги, ни свечки. Душа нужна! А душа залита кровью! Покаяние, слезы, молитва «Помилуй мя, Боже»! Но не слова, а крик души должен быть о грехе. Вот какое очищение должно быть. Богу не нужны эти ваши масонские деньги, Богу не нужны эти масло и вино. Богу душа нужна!

«Сердце чисто созижди во мне, Боже» – вот о чем в сегодняшний день всем нужно вспомнить – в день Рождества Христова, и с жалостью глубоко скорбеть, осознать гадкое ничтожество человеческое, жестокость свою. Не самооправдывать свои грехи, а действительно почувствовать: Боже! До чего мы дошли в жизни нашей! Погублены жестокой нашей рукой дети наши. Мы же хуже Ирода и Иродиады в жизни своей. Об этом подумать нужно крепко, очень крепко. Вздохнуть к Богу, и Бог да подаст нам настоящее покаяние – не откупление от своих грехов диавольских, а действительно, чтобы в нас Господь по молитвам, по покаянию создал сердце чистое.

Вот самое главное, о чем нужно задуматься, когда вспоминаем четырнадцать тысяч младенцев, пострадавших во дни Рождества Христа Спасителя в Вифлееме и во всех пределах его.

Также сегодня память праведного Иосифа Обручника. Старца великого, вдовца, которому вручили в храме Иерусалимском первосвященники Пресвятую Деву Марию. Читали сегодня в акафисте, какое особое избрание было праведного старца Иосифа на это великое служение. Как выбрали многих старцев почтенных, и спор был – и тот достоин, и тот достоин Деву Марию принять в дом свой, хранить ее девство. И в недоумении был первосвященник, но по внушению Божиему поступил. В древности старец всегда с посохом ходил – символом старчества, чистоты вдовства своего, символом власти духовной. Собрали посохи все вместе, первосвященник помолился, благословил, положил во Святое Святых и призвал молиться – кого Бог укажет. Пришли утром, помолившись, а все посохи как стояли во Святое Святых, нынешнем на- шем алтаре – в храме Иерусалимском, так и стоят. Только один посох из этих сухих палок ожил, произросли на нем листочки, свет засиял – и все поняли. Спросили: «Чей посох?» – «Иосифа старца». – «Вот ему и отдать святую Деву». Не богатому кому-то отдали, а бедному плотнику убогому, вдовцу, который содержал семью после смерти своей супруги. И отдали ему на хранение Деву за его чистоту, за его трудолюбивую жизнь. Недаром праведный Иосиф и является покровителем чистой жизни, особенно вдовства. Господь к вдовству призывает. Когда в семье кто-то умер, мужик или баба думают: замуж надо выходить или жениться надо скорее. Что я один или одна буду делать? Да посвяти себя Богу, чистоте. Господь не оставит тебя: и в старости твоей и до смерти досмотрит тебя Господь.

Праведный Иосиф является покровителем трудолюбивого простого народа. Плотником был и земледельцем, кормился сам от труда рук своих, кормил семью и еще Деву Марию ему дали по внушению Божиему, благословению Божиему. Не сказал он: «Своих детей нечем прокормить, да еще Деву дают мне». А с миром, с тишиной взял в дом свой, трудился, и когда родила Дева Мария Спасителя мира, он кормил и Ее, и Младенца Христа. Учил Его трудолюбию святому, плотницкому делу в отрочестве, и был Христос Спаситель как человек в повиновении у отца мнимого Своего и Матери Своей – Девы Марии. Чистота жизни праведного Иосифа Обручника и святое трудо- любие – вот что поражает в этом светлом старце.

Я обращал уже ваше внимание на эти католические иконки – они же искажены все. Старец благообразный должен на иконах быть изображен. А тут молодого мужика соблазнительного рисуют рядом с непорочной Девой Марией. Это тайное вредительство какое-то идет. Благоговейный старец, при взгляде на которого не подумаешь о похоти человеческой, а именно о чистоте этого старца подумаешь.

Иаков, брат Божий, от первой жены Иосифовой был. Дети были – сыновья Иаков, и Иуда и другие, и дочери были также, всех их потом считали родственниками по плоти Христа Спасителя Господа нашего. В этот день такие празднества совершаются. И день кончины преподобного Лаврентия, старца Черниговского, сегодня. Уже наш, ХХ век. Старец прожил мудро жизнь свою земную, святую жизнь. Предсказывал многое, особенно о наших временах. Об этом безумии – разделении Отечества нашего, предсказывал старец. Что мы станем «незалэжные» и прочее. И об этом нынешнем Филарете-сатанисте, что отступит он от Бога, и весь мир удивится его дерзости.

И действительно, так и получилось. И Бог ему не даст покаяния, этому киевскому так называемому «патриарху» – лжецу и обманщику века сего. В ад сам пойдет и многих за собой повлечет. И такая участь действительно ждет этого служителя сатаны. Единственная печаль, что за ним многие пошли.

В погибель сам он идет, этот сатанист нашего времени – Филарет – и других в погибель за собой влечет. Даже нельзя сказать о нем: «Прости, Господи». Он уже под проклятием вечным находится. Он уже – живой труп, находится в аду по своей гордости и своей человеконенавистнической жизни. Вот какой страшный грех. Сказать о нем: «Прости его, Господи» – уже будет кощунством, будет дерзостью перед Богом, Отцом нашим. Вот об этом подумать надо.

Но старец Лаврентий и утешение нам дает. Я сам временами в уныние впадаю. Господи, да не знаем, что завтра с нашей Церковью будет! Бес эту сатанинскую автокефалию сделает – оторвут нас от Русской Православной Церкви. Что тогда? Вот придет сюда какой-то отэць Павло, отэць Стэфан, или Пэтро якыйсь там прыйде и будет кощунствовать. Безблагодатность будет в этом намоленном храме Божием.

Но старец Лаврентий нам все-таки дает утешение: как ни будут восставать на Церковь, Русская Церковь сохранится единой. Вот этим живем мы благо- датным утешением, этим старческим наставлением живем, и благодарны за это утешение мы уже по смерти его. Старец находится в вечности, а мы этим утешением живем в наше смутное, тяжкое время. И молюсь всегда со вздохом, да исполнится это утешение преподобного Лаврентия. И вы молитесь: «Ты, старец преподобный, предсказал нам все-таки радость победы над этим злом. Помоги сохранить нам Святую Единую Русскую Православную Церковь». Не под властью этих киевских сатанинстов-бандитов, преступников проклятых, а под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, которого Бог избрал, которого святой Собор избрал на Патриарший престол «право править слово истины Господней». Вот за это утешение старческое мы благодарны старцу Лаврентию и просим только, чтобы он молился и помог сохраниться всем в единстве. Эта радость духовная должна сопутствовать нам.

Еще о царе Давиде хотел бы сказать. Псалтырь – особую богодухновеннейшую молитвенную книгу написал царь Давид. На этой книге зиждется все богослужение. Ни литургия без нее не совершится, ни вечерня, ни утреня – везде употребляется Псалтырь. Некоторые приходят ко мне и говорят: «А как молиться?» – «Бери в руки Псалтырь и понемножку читай, учись читать. И будет тебе молитва за весь мир: и за детей, и за внуков, и за пьяниц, и за наркоманов». Выше Псалтыри нет ничего, кроме Святого Евангелия – Нового Завета Спасителя мира. И в Пасху, и в Рождество, во все праздники употребляется книга Псалтырь в богослужении.

А дома просто читай. На первой «Славе» – молитву о Церкви – ту, которую мы, священники, читаем у престола. Эту молитву все миряне должны переписать и обязательно почитать за Церковь, помолиться. А молитва много может. Вторую «Славу» почитал – помолись о живых своих, о благодетелях, врагов своих помяни, недоброжелателей. «Молитва праведного много может» – говорит нам Святое Слово Божие. Третья «Слава» – помяни всех усопших своих: и родителей, и врагов, с которыми не примирился. Помолись за всех – вот тебе и будет всемирная молитва, и утешение тебе будет, и будет Бог давать и благодать в сердце, и покаяние – все это будет сопутствовать тебе. А то понабирают всего – и то читать, и то читать. Это ж дойти до безумия такого: лжепопы эти и лжехристиане додумались даже акафисты писать за абортированных детей! Ложь! Даже в храмах эту мерзость продают. И кто такой акафист приобрел, кто продавал – храм осквернил. Порвать нужно, в печку эту ересь века сего, и дома никогда не иметь. Какая- то баба составила этот лжеакафист. Кому он нужен? Ты почитай Псалтырь, ты кафизмочку почитай, ты о грехах своих поплачь над этой книгой святой. И когда в доме просто Псалтырь имеется, эта святая книга, даже тогда бесы трепещут подходить к этому дому. Вот что значит Псалтырь.

На славянском языке должны читать, учиться нашему кирилло-мефодиевому языку славянскому – церковному, настоящему. Чистый язык, молитвенный. Тем более что сейчас для облегчения нашего, для нас, неученых славянскому языку, пожалуйста! – какую чудную (я сам посмотрел и поразился) книгу Псалтырь напечатали – листочек славянского языка – и тут же листочек по-русски. Что непонятно тебе по-славянски, почитал в другом листочке перевод по-русски – вот и молитва будет, и изучение нашего свя- щенного церковнославянского языка, и понятие будет совершенно иное.

А сейчас какую прекрасную Псалтырь напечатали на Афоне! Строчка текста Псалтыри – и объяснение под каждым стишком, что он обозначает, какая молитва, какое воздыхание идут в этой строчке. Чудесные в наше время книги печатают! Таких книг, я часто вам говорю, и в царское святое время не печатали. Только стремись и читай. Слава Богу, читают постоянно и у нас в храме Псалтырь. Дал бы Бог, чтобы мы духовно созрели, чтобы не только днем читать, но и ночью. Но еще пока духовно мы не готовы к этому. Придет время – созреем, тогда и благословение будет, чтобы уже неусыпаемо читали, и день и ночь не прерывалось бы псалмопение. Вот тогда и будет Бог с нами, и покаяние будет, и очищение от грехов будет, когда неусыпаемый Псалтырь при храмах будет читаться. Это невозможно сейчас пока сделать. Почему и Владыка в смутное время наше, и я сколько обращаемся: собирайтесь 20 человек вместе – духовная семья, делите Псалтырь между собой: ты, Марья, первую читаешь кафизму 20 дней. Ты – вторую. Ты – третью, Дарья. И пошли, пошли. Почитайте каждый день по одной лишь только кафизмочке, и в день двадцатью людьми будет вычитан сразу весь Псалтырь. Будет легко тогда очень, хорошо будет и друг за друга молиться. Каждому из этой двадцаточки синодик надо иметь. Тогда и почитай синодик двадцаточки своей. Не только свое «за здравие» и «за упокой», но хоть по пять имен записать или по шесть на чтение Псалтыри: помолись и за родственников других, ближних своих, и «за упокой» помяни. Молитва много может. Вы сами будете духовную поддержку иметь. И как хорошо – почитали 20 дней по кафизме, переехали дальше. И так постепенно будет запоминаться Псалтырь, будет текст запоминаться, и молитва друг за друга будет. И главное, мы не будем одиноки духовно – непо- нятными, никому не нужными. Мы будем уже духовную связь иметь. Один прутик, говорю часто, легко переломить и уничтожить, а уже сноп – двадцать человек – не сломает бес. Так старайтесь, объединяйтесь, и Псалтырь, псалмопение Давида, царя и пророка, да сопутствует вам. И вы будете очищаться, вы будете обновляться, вы духовно будете связуемы друг с другом союзом любви и мира. И тогда постепенно бес будет отходить, очищение будет «я» нашего. Аминь. Вот таково краткое назидание в сегодняшний свя- той день даю вам всем, возлюбленная моя паства, во славу Божию. И в храм не идти из-под палки, а с радостью. Стремитесь к этой молитве. Можно же войти в Царствие Небесное. Что нужно только иметь? Желание, стремление. И Господь будет с вами в этом стремлении.

Сейчас заканчиваем святую службу Божию сегодняшнего рождественского воскресного дня. После молебна целуем крест, получаем антидор, поколядуем у Вертепа нашего, пропоем колядочки (в этом году «Я умом ходила» не спивали, по-моему... Хорошая, длинная колядка). И тогда уже все пойдем домой, во славу Божию.

Завтра первый раз после поста и Рождества молебен послужим дорогому Батюшке, отцу Иоанну Кронштадтскому. И заказные молебны, часть записочек уже подали, уже и частицы вынуты на вторник нашими батюшками-тружениками. Всех, каждое имя помянут особой частичкой, поминовением святым. Те, кто подает «о здравии», «за упокой», сорокоусты – все сразу записываю сам лично и за каждым именем строго надзор веду, потому что знаю, что мне за каждое ваше имя нужно ответить на суде Божием. За этим всегда строго лично слежу, пока глаза смотрят и мозг соображает мой, пока Бог не отнял ум от меня, грешного. Мы сами строго за этим следим, и вы строго следите. Кто-то умер – близкий, знакомый – приди сразу в храм, подай «за упокой», пусть Церковь молится.

Какая-то скорбь, какая-то болезнь, какое-то горе – не иди к колдунам этим, к этим чародеям, к этим дедам и бабкам. Приди в храм к целителю Пантелеимону, приди к молитве, припади к Врачу душ и телес, Спасителю нашему. Просфорочка, свечечка, сорокоуст – вот самое главное лекарство. А тогда, если за больного молятся, и врачам легко будет лечить, потому что здесь духовная молитва идет о выздоровлении болящего. И у врачей уже тогда совершенно иное мышление. Мне многие рассказывали: «Когда молятся о больных и о врачах, у нас совершенно иной подход, мы по-иному чувствуем болезнь, мы по-иному начинаем чувствовать, как правильно лечить». И хирурги все говорят: «Временами сделаешь операцию просто играючи. А временами невозможно даже предсказать исход этого мучения, которое творится над больным: и врач мучается, и этот больной корчится несчастный на операции». Всегда к молитве прибегать. Чтобы вместе сочетались и молитва, и оперативное или какое-то другое лечение. Вот и будет польза тогда во славу Божию.

Всегда строго следим: подали сорокоуст – сорок литургий обязательно надо совершить по этим именам. Помолиться по-настоящему, чтобы нам, священникам, не стыдно было перед вами. Вы доверяете нам молиться, вы себя, близких нам доверяете. И мы обязаны, как в народе говорят, вымолить вас всех, грешных, в ваших болезнях, скорбях и несчастьях ваших. Вот и завтра будем молиться, и всегда в понедельник до Великого поста дорогому Батюшке молимся о всех скорбящих, болящих и немощных.

В понедельник уже Крещение Господне. Ночная служба. Кто лежебоки будут, как некоторые под Рождество Христово (да простит их Господь) – ни Рождества, ни Крещения никакого для них не будет. Твердо идти в храм. Может, последний раз мы в жизни Крещение встречаем, Бог знает. Завтрашнего дня не знаешь. И будет стыдно, будешь потом лежать и жалеть: Боже мой! Были силы, я ж не пошел или не пошла в церковь. А теперь и рад бы, да уже сил нет, болезни, или уже во гроб положили. Стремитесь, пока есть силы, преодолевать все и идти к Богу, ко храму святому. Останутся только одни воспоминания в далеком будущем: «Ах, когда-то ж были в церкви, а пели как, а служили как, а как все было радостно, светло и хорошо! А всего за грехи наши лишились».

Эта неделя сплошная. В среду и пятницу кушаем скоромную пищу во славу Божию. Никаких сейчас исповедей, только умирающих и детей малых можно причащать. Дал Бог нам пост – постились, молились все, каялись, исповедовались. А сейчас радость праздника, постов никаких нет, кушайте, поддерживайтесь «белками».

Все эту неделю кушаем во славу Божию, «белки» свои употребляем, а в воскресенье пост уже, постный день накануне праздника Крещения Господня. Кутию, сочиво благословляем, как под праздник Рождества Христова, и до воды иорданской ничего не вкушаем. Освятим воду, испием святой иорданской воды, освятимся натощак, причастимся в этот день Великой Агиасмы, смоем всю скверну с себя, и тогда уже будем постную пищу кушать.

Все объяснил, все рассказал вам. В пост не крестили деточек, сейчас можно крестить. И повеселиться, собраться, покумовать, как в народе говорят. А то в пост бегут крестить все. Осквернять святой пост потом застольями – грех, нельзя этого делать. Также после Крещения свадьбы уже разрешаются. Пораньше, не ждать Великого поста. Сразу после Крещения отгуляли, отбацали, свой медовый месяц провели. А уже дотянули до поста – никаких там свадеб. Великий пост будем ожидать, и Пасху Христову, и весны благодатной во славу Божию.

Все понятно вам? И молитесь всегда преподобному старцу Лаврентию, чтобы он своими молитвами старческими нас укреплял в унынии, нам сохранил Церковь Святую, как нам предсказывал, дал нам радость в дальнейшей нашей земной жизни. Аминь.

А в Чернигове кто побывает, в нашем древнем русском святом городе (не в украинском, а в русском городе – Русь святая, земля Русская вся), – зайдите в собор, нетленные мощи там лежат, обязательно помолитесь, поклонитесь – особая благодать. И святитель Феодосий особенно от облучения, от радиации сейчас помогает. От этих раковых заболеваний святителю Феодосию Черниговскому молиться нужно во славу Божию.

Все рассказал? Вопросы есть? Кто рано встает – тому Бог дает. Хоть глаза слипаются, все равно вставай. Так я всех гоняю по хате: «Живо спать! Девять часов – чтобы все в кровати. Пять часов – чтобы все „От сна восстав“ читали». Вот это будет и радость дня сего, когда мы отдохнем, пораньше ляжем и пораньше встанем, и встретим день Господень молитвой святой. А то беснуются, до 12 часов ночи лазят. А потом утром: «Подняться не могу, подвиг такой». Какой подвиг! Рано ляг, часов в восемь-девять, после правил – бегом штаны снимай, спать лягай. Рано утречком надевай штаны, беги скорее Богу молиться в церковь. Особенно чтецы-хлопцы – придешь, хоть одну молитовку почитаешь посредине храма. А как вам приятно стоять… Ребята читают молитвы утренние, а все тихонько молятся. Благодатная тишина, свечи афонские горят...

Действительно молитва великая творится дня сего.

А как хорошо, благодатно, когда канон Троице посреди церкви читают, а певчие как умиленно поют тропари троичны «Достойно есть»! Как прекрасно это песнопение! Это я послушал житие праведного Ионы (Атаманского), пресвитера Одесского. Как он благоговел перед этим каноном! А мы проурчим что-то, что там мы читали, и Бог Сам даже не слышал. А посреди храма и народ весь молится, и сердце наше молится, и радость бывает. Действительно, воскресная полунощница – прославление Святой Троицы, во славу Божию.

На Рождество читали мы Послание Патриарха Алексия. На третий день читали Послание Митрополита Владимира, и сейчас почитаем Рождественское Послание нашего святителя Илариона, архиепископа Донецкого и Мариупольского. Хорошее Послание написал нам святитель – никакой политики, именно духовную радость передал он этим Посланием в честь Рождества Христова. Да укрепит Господь его святительство в граде Донецке, да укрепит Господь его мирно храмы открывать, мирно строить собор Преобра- жения Господня, и дай ему, Господи, мудро Церковью Донбасса управлять и нами всеми, во славу Божию.

Сегодня еще праздник Марка Гробокопателя, чудесное житие его. В Печерской Лавре послушание было у него – в пещерах копать могилы для почившей братии, в стене вырывать нишу. В эту нишу влагался гроб с телом почившего инока, и ниша закрывалась плитой. Такая была обязанность преподобного Марка. Однажды он заболел и не мог вырыть могилу почившему брату, а братия требуют: «Хоронить надо». Марк сказал: «Передайте покойнику, пусть он еще поживет, пока я выздоровею и вырою ему могилу, тогда уже „пойдет домой“». Те передали, покойник встал, сел на смертном своем одре, три дня просидел, ничего не говорил, ждал. Марк выздоровел и сказал: «Теперь пойдите, передайте ему – уже готова могила его, пусть „идет домой“, с Богом упокаивается». Сказали это живому покойнику, сидящему на смертном одре, тот послушно лег, руки сложил и душу предал. Смиреннейшая жизнь была.

А сейчас, благословляю кого на послушание, сразу спрашивает: «А что это за послушание?» – Объясняю: за коровой ухаживать (или гроб делать, могилу выкопать). – А в ответ: я что, сюда пришел или пришла этим заниматься? Мне давай шить, мне давай то делать, мне давай это делать и прочее.

А вот Марк смиренно нес это самое нижайшее послушание – копать эти могилы, долбать в стенах пещер лаврских. И за это смирение так просветил его Господь, что слушали его и умершие, и продлевал Бог жизни человеческие его святыми молитвами. И всегда у гроба его в Лавре постой и подумай. И на- учи нас, Господи, этому чудному смирению. Чтобы мы смирением и немощи, и любые недостатки всегда побеждали в жизни своей. С лопаткой всегда на иконах изображается преподобный Марк Гробокопатель, искапывающий гробы умершей братии Лавры святой.

Сколько праздников чудных, сколько светлых угодников, личностей святых! Учитесь, жития святых читайте, Патерик Киево-Печерской Лавры читайте, все знайте имена угодников Божиих, чтобы каждое имя знали – где лежит он в Лавре, какая его жизнь. Недаром у нас есть особое поклонение угодникам Печерским – каждому поклонись. По святой Лавре пройди, по этим пещеркам. И соприкоснись с нашей Русью, с нашей святостью. Вот к чему зовет наша Русь святая – опять к единству. Никаких разделений не было – единый святой русский народ. И преподобный Антоний величается (и в украинском календаре посмотри) начальником всех не украинских, а русских монахов Руси святой. И Лавра всех объединяет во едином русском духе святой нашей Руси.

Какие чудные жития! Только читай, учись. Плохое отвергай, светлое, доброе бери в свою жизнь. Вот и будет вам образ и подобие Божие. Вот и будет вам светло, и окружающим вас чадам, и домашним вашим.

Все объяснил, ничего вроде не забыл. Или что забыл? Только дай, Господи, разуметь не только умом, а и сердцем. Аминь. Храни вас всех Господь!