«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

Проповедь в неделю о Закхее

24 января 1999 года

Всех вас приветствую, паства моя возлюбленная, с воскресным днем сегодняшним! По милости Божией, провели мы зимние праздники – шумные, радостные, торжественные. Кончился вертеп уже, кончилось Рождество, освятили воду, искупались. Многие купались в купели? А ну, руки-то поднимите! И все? Остальные – трусы все. Вот и я – «смелый» такой. Как посмотрел в эту холодную воду, мне аж холодно стало – я и назад. И в купели побывали иорданской. И дай, Господи, иорданской водой побеждать всякую нечисть, дьявола. И чтобы Иорданская Великая Агиасма хранилась в каждом доме, в каждом святом углу и была нам эта вода святая в утешение, во исцеление и духовную радость. С Великой Агиасмой ничего не страшно. Только не храните ее где-то среди горшков. Как однажды, помню, пришел причащать больного, спрашиваю: «Водички дайте мне, пожалуйста, святой». Хозяйка искала-искала в шкафчике кухонном, в столике. Достает бутылку: «Оцэ свята вода». Я как открыл, чуть нюхнул – а то бурячный, такой вонючий самогонище! Я чуть его в чашу не налил. Думаете, в таком доме благодать будет? Абсолютно нет. Там благодати никогда не будет. Там самогоном пропахли все, воняют, и по смерти будут вонять мерзостью. Святая водичка в святом углу всегда стоит, как святыня великая, наравне с иконами, подписана, что это святая вода иорданская. Как мы благоговеем перед святыней, такую и благодать получаем.

Итак, за эту милость прошедших праздников благодарим мы Господа. За то, что в этом году и нас, священников, мирно сподобил служить все службы торжественно у престола Божия, и вам всем помог преодолевать трудности пути – автобусы, электрички. Помог молиться, радоваться и торжествовать и в этом году милости Божией. Слава Богу за прошедшие праздники! Благодарим Господа.

Но время идет вперед. Сегодня Неделя по Просвещении. Вчера было чудное Евангелие субботы по Просвещении об искушениях Христа Спасителя в пустыне. Господь после Крещения был исторгнут, отведен Духом Святым в пустыню. И там был искушаем сатаной.

Первое искушение. Чем искушал диавол Бога? Ну что это, когда хлеба хочется? Как называется? Голод. Говорят, голод не тетка. От голода и лапу сосать будешь. Так что голод – самое тяжкое. Именно голодом страшным и искушал диавол, когда Христос постился сорок дней, сорок ночей. «Возьми, сделай чудо, вот эти камни пусть хлебом вкусным станут». – «Не единым хлебом будет жить человек», – ответ Христа был искушению диавольскому. Голод отверг.

Дальше какое было искушение после голода? Евангелие слушаете, знаете? «Бросься вниз с храма Божьего, в силах, могуществах». Как современные спортсмены, «суперы» все эти – гордость страшная. «Отойди от меня, сатана», – был ответ Христа.

И третье искушение какое? Властью – «дам тебе власть над всем миром». Власть – вот самое страш- ное, самое коварное искушение. С печалью я смотрю всегда – придут депутаты эти: «Ой, голосуйте за нас. Мы ж будем властелинами над вами». – «Да вы разве будете заботиться о нас? Абсолютно нет. Власть только дай в руки». – «Мы будем решать, мы будем законодателями. Мы будем свои дела управлять». А народ абсолютно не нужен вам. Так что власть – самое жуткое, коварное, страшное дело. Хочешь познать человека? Сделай его начальником над собой – и узнаешь тогда, кто он такой. Как власть портит людей! Смотрю на некоторых: выбился в какие-то князечки маленькие – уже не узнаешь человека. «Что с тобой случилось?» – «Да я ж уже игумен». – «Ну и что как игумен?» – «Да я уже архимандрит, я уже архиерей». – «Ну и что как ты архиерей? Ты – раб Божий, на что ты похожий!» – «Я уже что-то значу». – «Тьфу ты! Мокрое пятно ты значишь». Вот так. Или каким-то там депутатиком стал и ходит: «Я – депутат». Кто ты такой? Подметайло несчастное да и все. Так что самое страшное – властолюбие. Да каждого из вас начальником сделать… Ого! Не узнаешь ни за что сразу же. Баба в беса превращается, когда начальницей станет. Все, не чувствует ни земли под собой, ничего уже. Вот это – властолюбие.

Искушал диавол Спасителя. Отогнал Спаситель диавола и искушение. И нам смиренно прожить жизнь даруй, Господи! Никогда не стремиться ни в какие начальники, ни в какую власть. «Власть портит человека», – в народе так мудро говорят. И властолюбие – это страшное свойство. Да сохранит Господь нас от этого греха властолюбия. Лучше быть простым попиком сельским, лучше быть простым крестьянином – колхозничком. Спастись самому, семью свою спасти и наследовать Царствие Небесное, нежели тем бандюгой быть, предпринимателем или как их сейчас называют… Забыл. Мудреные иностранные слова. Cпекулянтов сейчас как называют? Забыл. Как? Не пойму, бабы, вы по- иностранному говорите, не по-моему. Бандиты, одним словом. Не дай Бог таким быть да погибнуть. Будьте простыми крестьянами. Кто пришел первый к Богу? Пастушки пришли. За скотом ухаживали. Они первые Бога познали. Они, павше, поклонились Ему. Вот эта святая простота да сопутствует нам в жизни. И долой диавольские искушения, чтобы голова наша не кружилась от этого всего. Всех искушает диавол. Думаете, меня не искушает? – Ах, был бы я архиерей! Э-э-й! Пузо вперед выставил бы, хвост распустил бы павлиний, ходил бы... Думаете, что не снится мне – вот я с панагией хожу? Да на что оно? Тьфу, отойди от меня, диавол. Не искушай меня. Чем погибнуть архиереем, лучше я сельским попиком спасусь. И вас дай Бог всех спасти во славу Божию. Вот так.

И диавольские искушения всех постигают без исключения. Только дай, Господи, бороть: «Отойди от меня, сатана, не шепчи мне, не искушай меня». И все будет тогда во славу Божию. Бес отступит, и ангелы приступят и будут тебе служить. Вот это уже благодатное свойство победы над диаволом…

И после победы над диаволом сегодня Евангелие нам говорит: Христос вышел куда? – На проповедь. Сегодня – праздничный день проповеди Христовой. И первое слово, прозвучавшее над всем миром, было: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное». Звал к покаянию Иоанн Креститель, звал Христос, и до сего дня зовет нас Церковь. Недаром поется во дни Великого поста чудная песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Недаром второе Евангелие сегодня читалось о покаявшемся Закхее. Мытарь – это налоговая полиция нынешняя, от которой все отворачиваются. И тогда это уже были наглые мытари. Их все ненавидели, презирали. И к этому грешному, падшему человеку Христос обратился с добром, с любовью: «Сегодня, Закхей, в дому твоем буду». – «Господи! Ты пришел ко мне! Половину имения отдам нищим, и если кого чем обидел – возвращу вчетверо». – «Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть». Ибо пришел Сын Человеческий призвать не праведников, а нас всех, грешников, к покаянию.

Вот сегодняшний чудный день – и проповеди Еван- гелия Христова, и обращения падшего человека к Богу. Всегда это Евангелие читаем мы накануне Великого поста, и читаем его при освящении дома. Ибо как Закхей принял когда-то Христа, так и когда освящается жилище, приходит священник и встречает его хозяин с любовью, с радостью. Как грядущего Христа в дом свой принимает, почему и читается то Евангелие. О всех грешниках, которые живут в этом доме, молится священник. О том, чтобы Господь освятил, простил и дал благодатную духовную жизнь. Вот каков сегодняшний день праздника святого, проповеди Христовой. Эта проповедь неслась, несется и будет нестись по всему миру до скончания века.

Когда-то говорил вам, что нас, православных, обвиняют, что мы не бежим на телевидение, на стадионы, в магазины, на площади проповедовать. Нам Бог дал корабль – храм Божий. И кого нужно, Господь сюда сам позовет. Пшеничка сюда собирается, а шелуха там вся остается. И то, что шоу ставят сектанты и прочие – то поругание Слова Божия. То кощунство над словом Божиим. А они сами заблудились и людей заблуждают. Кого нужно – Господь призовет. Внимательно смотрю за всем: сколько званых, а мало избранных. Сколько рабочих кругом работает! Храм открыт – приди же, хоть Богу помолись. Хоть поинтересуйся, а что там делается в церкви-то?

Нет, не призвал еще Бог. И не придет человек, пока не призовет Господь. Почему всегда говорю: благодарите Бога за чудо, которое совершилось в вашей жизни, – призвал вас Господь от этого безумного мира. Не тянули вас: иди, иди, иди. Нет. Сами пришли к Богу. И дай, Господи, теперь самим торжественно совершать свое крестоношение – терпеливо, спокойно, и достичь всем Царствия Небесного. В корабль призвал Господь, в спасение призвал Господь среди волн житейского моря. В корабле не страшно ничего. С Богом все побеждается, с Божьей помощью никакие диавольские искушения и козни – ничего не страшно.

Вот такое краткое слово назидания даю вам в сегодняшний день проповеди Христовой о покаянии, о покаявшемся грешнике Закхее. И нам дай, Господи, то светлое покаяние. Встречать всегда Господа и в храме, и в доме, и кругом. Господь везде присутствует с нами. Господь никогда не отступает от нас. Всегда чувствуйте сердцем везде присутствующего Господа и будьте все в жизни сынами Божиими. А если и постигнет искушение диавольское – семьдесят раз на день падаешь, семьдесят раз и вставай. Только не унывай, не ной, не отчаивайся: «Ой, не спасусь! Ой, как мне жить по-христиански?» И все прочее. Живи мирно. Стяжи мир в сердце своем обязательно и никогда не унывай. За все славу Богу. И за искушения, и за испытания, и за все – слава Богу. И за добрые дела. За все! Вот это святое чувство благодарения Богу да наполняет всегда наши сердца. И будет наша проповедь не книжными какими-то мудреными словами, а жизнью нашей, деяниями нашими, чтобы люди смотрели и говорили: «Недаром этот народ ходит молиться в церковь Божию». Какая перемена, какая благость, какое почтение, какая, действительно, простота духовная открывается в человеке, когда его Бог к себе призывает и человек живет в Боге.

Вот этими духовными красавцами будьте, не «мясом» вонючим этим. Духовная, внутренняя красота да зацветет в вас. И да все наследуем Царствие Небесное! Вот этого себе аз, грешный, желаю и вам всем, возлюбленная моя паства. С воскресным днем сегодняшним!

Праздник сегодня преподобного Феодосия, общих житий начальника. Вначале монашество было одиноким. «Монос» значит «один». Уходили в пустыни, пещеры, дебри – и спасались. Но много искушений постигало, прелесть на многих нападала – диавол искушал. В крайности впадали люди, и искушений было много, и падений греховных. Почему и преподобный Феодосий опытно сам прошел одинокое послушание, подвиг, понял: «Нет, нужно быть братьям всем вместе». И Общежительный устав ввел, когда не один, а много иноков спасаются вместе, единой духовной семьей. И этот Общежительный Устав преподобного Феодосия Великого введен во всех наших русских обителях, начиная от Киево-Печерской Лавры. Потому что в одиночестве только великие столпы по благословению подвизались, побеждали диавола. А когда по гордыне человек в одиночество уходил, своими силенками хотел победить диавола – обязательно в прелесть впадал, в крайность впадал гордыни духовной. Это самый страшный дух погибели, почему и до сего дня иноки спасаются в монастырях общежительных. Не один, а десятки, несколько десятков, а то и сотни спасаются: братья – в мужских монастырях, сестры – в женских. Друг другу помогают.

Как хорошо жить в монастыре! Общее послушание, общая молитва, общий труд, общие горести, общие радости, общие беды, общий стол, трапеза общая, литургия – все общее. Общая помощь друг другу. Как хорошо все-таки быть в обществе. Общая молитва, общее правило. Старец мне говорил всегда: «Стремись на общее правило. В келье ты никогда так не помолишься». Я по себе знаю, как в келье молиться. За день натопаюсь, думаю: «Буду молиться». Надо читать. Стал читать – ноги болят. Дай на коленочки стану возле дивана. Стал на коленочки – ой, колени болят! Дай же я подушку под колени подложу! Подложил, читаю дальше, стою – ой, локти уже совсем заболели. Дай же я под локти подушку подложу! Стою, читаю. А-а-ах! – раззевался, спать хочется – немножко полежу. Как «раком» встал, на подушку лег – вот это мое правило такое, вот так в одиночестве подвизаться. Как мой старец покойный говорил: «Стремись в Церковь. Ты будешь спать, сидеть на лавочке, дремать, другой будет помыслами суетными заниматься, третий что-то будет делать, а четвертый будет как ангел стоять молиться, и благодать поровну на всех будет от общей молитвы».

Вот и у нас одни на кухне кухтовятся, вторые – в богадельне, третьи тут молятся, а благодать молитвы на всех одинаково идет. Вот что такое Общежи- тельный Устав, который ввел преподобный Феодосий Великий. Его память мы в сегодняшний день святой в храме празднуем.

И дай, Господи, чтобы мы стремились к общежитию, всем говорю. Времена сейчас трудные, вместе надо выживать. И в миру объединяйтесь друг с другом. Терпите друг друга, вредность чужую переносите. Вредные все старухи становятся на старости лет, ворчливые такие существа, недовольные всем. Плохо это. Смиренными нужно быть и помогать друг другу. Всегда говорю: жизнь трудная, один прутик легко сломить, а когда уже целый сноп – поди его сломи! Никогда не сломишь. Почему монастырей боялся и боится диавол – потому что могуча сила снопа, хлеба Христова. Вот что такое монастырь! Не может диавол сломить: одного искусит – девяносто девять за него молятся. И тот приходит в себя: «Что ж я натворил? Пал во грех». Давай каяться и возвращаться. Вот так.

Сила монастыря величайшая, особенно в наше падшее время. И блажен, кто стремится к обители святой, к монастырской жизни. А семейной жизни нет уже сейчас той, настоящей, христианской, которая должна быть. Почтение, любовь, уважение – все растоптано в наше время. А вот монастыри – это спасительный сноп хлеба Божьего, который не сможет сломить даже антихрист. Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет. Вот что такое монашеский путь, который заповедал преподобный Феодосий. А кто взял уже крест семейной горемычной жизни – дай, Боже, терпения! Не ной! Уже до конца, хомут надел – тащить этот хомут до гробовой доски. Аминь.

Просьба, родные мои. Приближается Великий пост. Пока эти недельки более свободны, какая суета у кого – подтягивайте. Кому поехать куда-то надо, кому зубы лечить, кому подлечиться – к посту старайтесь всю суету поделать так, чтобы в пост уже побольше помолиться.

Кушайте сейчас скоромную пищу. Мясоед. Подкрепляйте силу. Не дурите там постами лишними. Кушайте, что можете, во славу Божию. Все Господь благословил.

Я ж вам рассказывал, как я дурить начал после Рождества? Возомнил себя праведником таким: «Разговляться не буду. Да что там? Уже скоро пост Великий. Уже ж я буду настоящим схимником». Поначитался о схимниках: они ж только на хлебе и воде в пещере сидели. Пещеры нема, так я хоть разговляться не буду. Так заслаб я – и ног не потяну, и языком не поверну, и ноги не идут у меня, ватные. Давай я скорей за молоко да за яичко. Белки, белки надо. Покушал немного. Сейчас бегаю, ничего.

Кушайте во славу Божию. Бог дал нам мясоед. Покушаем немножко белков, каких только найдем в наше скудное время. Подкрепляйтесь, чтобы потом этими запасами и в пост организм питался и легко нам было перенести пост. Во всем соблюдайте благоразумие во славу Божию. Все рассказал я? Еще какие вопросы? Все ясно. Слава Богу, что такие вы у меня грамотные.