«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

схиархим.Зосима

9 августа (27 июля) память святого великомученика и целителя ПАНТЕЛЕИМОНА

Из проповеди схиархимандрита Зосимы в день памяти великомученика Пантелеимона.

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с праздничным сегодняшним воскресным днем! По милости Божией, Светлое Христово Воскресение празднуем, малую Пасху, день Господень празднуем. Прославляем Светлое Христово Воскресение и поем радостный, всегда торжественный гимн Воскресшему Спасителю: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу Иисусу!» И каждое Воскресенье перед нами светлый пасхальный образ лежит Воскресения Христова из мертвых. Торжественный Христос, воскресший из мертвых, восставший из гроба в окружении святых ангелов. И в образ святой вложена частичка камня от гроба Господня, от того места, откуда Христос воскрес. И этой радостью всегда мы исполняемся в Воскресенье, и каждый Воскресный день в течение всего года мы празднуем малую Пасху, Светлое Христово Воскресение!

И в сегодняшний день Воскресный Господь сподобил нас совершать службу Божию, Господь сподобил нас слушать Евангелие Христово об укреплении веры апостола Петра. Как он утопал в водах, пошел по воде навстречу Господу, когда увидел идущего по водам Христа Спасителя, и вдруг усомнился: «вода кругом, я могу утонуть». И в этот момент, когда он усомнился, начал утопать и закричал в ужасе: «Господи, спаси мя!» Иисус простер руку, взял его. И внезапно оказались и лодка, и он на берегу вместе со Спасителем мира. Укрепление веры апостола Петра и уверение его совершилось в сегодняшний святой день, евангельским повествованием благовествуемое.

Так и нам в жизни Господь дает чувство веры, готовы мы объять все небо, готовы мы объять всю землю, но здесь диавол (враг рода человеческого) не спит — сразу же змею сомнения, недоумения, недоверия дает нам, и мы начинаем утопать в этих сомнениях. Лжеучение какое-то услышим, басню века сего какую-то прочитаем, и начинаем утопать, начинаем сомневаться. И вместо того, чтобы опомниться вовремя и воскликнуть: Господи, спаси меня от этого искушения века сего, мы погружаемся в это болото и начинаем в действительном смысле погибать. Кто виноват? Сами виноваты. Обуревает нас какая-то ложь, обуревает нас какая-то нечисть ‒ сразу молись, зови Господа на помощь: Господи, спаси меня, одолевает враг помыслами разными грязными, одолевает враг меня баснями лжеучений сектантских века сего, одолевает разными мерзкими людьми, помоги мне, Господи – молитва должна быть.

Часто говорю приходящим людям: если мы к врачу не пойдем в больницу больные, врач нас будет лечить? Он нас не знает. Придем к врачу, врач слушает, смотрит, диагноз ставит, назначает лечение. Хоть не вылечит, но облегчит наши страдания – и то уже легче становится. Хоть побеседует с нами по-человечески – и то уже полегче стало. Так точно если мы к Богу не будем обращаться (а обращение к Богу какое? Молитва – вот наша беседа с Богом) — значит, и Бог видеть нас не будет. Если бы апостол Петр не обратился сегодня к Спасителю в Евангелии: Господи, спаси меня, я утопаю, конечно, не получил бы он этого подкрепления в своей беде. Так точно и нам: если мы не будем молиться, не будем просить Бога, не будем вопиять ко Творцу своему, конечно, помощи и не получим.

Так что вразуми нас, Господи, когда буря сомнений, буря испытаний, буря враждебных помыслов найдет на нас, когда враги нас будут духовные и телесные окружать, только молитва: Господи, спаси, погибаю! И от блуда, и от помыслов, и от маловерия, и от уныния, и от всего мы погибаем. Спаси мя, Господи! Если вопль будет от самого сердца идти нашего, Господь обязательно будет нам Помощником, Покровителем и Спасителем нашим от всех бед и скорбей. И обретем мы, как апостол Петр сегодня обрел, тихую пристань, берег, к которому шли и тихую мирную встречу со Спасителем Господом (как бесконечно говорю я вам), умиротворение сердца своего, мирность души своей и путь радостного спасения и наследования Царствия Небесного.

Сегодня великий праздник ‒ память святого и великомученика и целителя Пантелеимона. Слово целитель – врач скорый и помощник. И как живой сегодня среди нас посреди храма особо чтимый нами образ. Как ни посмотри – со всех сторон смотрит на тебя юное чудное лицо великомученика Пантелеимона. Лик святой взирает на нас, писаный святыми руками старцев на святой горе Афонской, великими старческими молитвами освященный на этой горе, на кипарисовой доске писаный. Тяжеленная доска — какие мужики крепкие, готовьтесь нести вокруг храма, слабенькие не понесут, упадут. Частичка мощей вложена в этот святой образ, особая благодатная святыня! Сколько перед этим образом воздыханий, сколько скорбей, сколько горестей люди несут, сколько на коленочках стоят в будний день, когда службы нет – читают акафист тихонечко, плачут, молятся о своих скорбях. И как живой целитель Пантелеимон, внемлет нашей молитве. И глубоко верим, и люди сколько говорят, какую благодатную помощь получают. Приносят детей страждущих, почитает батюшка молитовку, помажет елеем святым от лампады целителя Пантелеимона, покропит водичкой святой – и Господь дает: облегчаются страдания деток, утоляются скорби родителей. Действительно, благодатную, Небесную помощь получают от этого чудного благодатного образа.

Когда я пришел сюда, в этот приход, заброшенный очень сильно, то на чердаке колокольни разрубленный нашел этот образ святой. Аж душа заболела, как глянул! Доски посоединяли вместе – и давай ремонтировать образ. И дал Бог – воссияла икона, реставрированная, обновленная являясь теперь (после поругания жуткого ‒ как валялась она в грязи, в пыли на колокольне, никому не нужная) украшением святого храма, и нас всех, приходящих, утешением и радостью. Всегда, как только заходите в храм, взгляните на лик этот святой. Он с радостью всех ожидает и с радостью целитель Пантелеимон даст каждому из нас облегчение недугов, скорбей, и утешение души нашей страждущей. То, чего мы нигде ни у одного врача не найдем, ни в одной больнице, нигде не найдем – утешение души страждущей.

Праздник сегодня престольный Святой Горы Афонской! Вчера вечером вам говорил, мы оканчиваем всенощную, а на Афоне лишь только начинают знаменитую всенощную. И всю ночь сегодня братия и многочисленные гости молились в нашей русской Пантелеимоновой обители у честной главы великомученика целителя Пантелеимона. Особым афонским напевом пели они величание и канон весь нараспев целителю Пантелеимону. Всю ночь братия глаз не смыкает на Афоне, молятся. Когда мир весь спит, братия Святой Горы Афонской стоит и молится, неугасимые лампады горят, и от елея священных лампад афонских сегодня помазали всех вас освященным елеем во исцеление души и тела вашего. Афон молится, восстанавливается, благочестивые благодетели жертвуют туда, милостыню дают, многочисленные записочки туда передаются, чтобы молилась братия о земле нашей святой Русской.

Чудное событие два года назад совершилось: в нашу святую землю Русскую, в первопрестольную столицу нашего Русского отечества, град Москву белокаменную прибыла честная глава целителя Пантелеимона. Впервые во всю историю глава целителя Пантелеимона побывала в столице отечества нашего Русского, Москве. Десятки тысяч людей шли поклониться этой честной главе. Многочисленные тома списаны чудес, которые дал целитель Пантелеимон по вере молящихся. Сколько исцелений, сколько благодатной помощи люди засвидетельствовали в этих книгах рукописных, когда находилась глава целителя Пантелеимона в Москве. Когда люди день и ночь молились, не прекращалась молитва, ночью и днем священники служили молебны, акафисты; горы записок, мешки записок были прочитываемы у честной главы, и многие люди получали ту благодатную помощь, которую они не могли нигде получить, только от великой святыни – святой главы великомученика целителя Пантелеимона.

И нас в сегодняшний день в сельском храме нашем собрал великомученик Пантелеимон у его святого образа для нашей общей молитвы. И верим, что и нам многим дает и будет давать благодатную помощь святой врач и целитель Пантелеимон.

Сегодня день врача, день покровителя врачебных искусств. Долг врача – святой долг. Врач настоящий ставится в ряду со священником. Священник облегчает страдания человеческие душевные и духовные, врач — врачует тело наше. Это великое дело – помогать болящим, страждущим. И когда я сталкиваюсь близко с врачебным делом — да, действительно, святые руки должно и святое сердце иметь, в наших отходах, в нашей вони копаться, думать, как облегчить наши страдания человеческие. Действительно, святое дело. Недаром и сестры как называются в медицине? Милосердия! Само слово говорит: кому ты служишь — милосердию, страждущему этому человеку служишь. В отходах его копается, нюхает, смотрит и думает, как помочь человеку. Великое, святейшее дело это врачебное искусство. Почему мы обязаны молиться о врачах своих. Каждый сталкивается с врачами, в каждого человека врач влагает частичку души своей, знаний своих, помощи своей врачебной. И наш долг молиться, а то сделал операцию сложнейшую, возвратил к жизни почти мертвого человека – забыт врач, все, оказал помощь, ты для меня не существуешь. Это наш грех! Мы обязаны за него до смерти молиться, он наш благодетель, благо деял нам. Вот об этом помнить надо всегда. И те же нянечки, те же сестры, что вокруг нас сидели, уколы нам безболезненно старались сделать. За всех мы должны молиться, хоть имен мы не помним — личность вспомни, добрые руки их вспомни. А Господь Сам всех помянет.

Была слепая старуха – на тебе ‒ прооперировали глаза, стала видеть, дорогу смотреть, по дому управляться. Это же чудо Господь дал через руки врачебные! Как нам нужно благоговеть перед этими руками. И некоторые спрашивают: а можно лечиться у врачей? — Бог их дал, а как же? На то ж Бог и врачей нам дал. А у целителя Пантелеимона можно было лечиться? Так и нынешние врачи, что ж, они познают тело наше, изучают его. И дай, Господи, чтобы это врачебное искусство умножалось, чтобы помогали. Я даже благословил пересадку органов, почек, приходили ко мне: нужно и это спасать. Все равно в земле сгниют у покойника те же почки его, а так людям послужат еще, особенно молодежи. Так что в этом отношении очень зорко надо смотреть за врачебным делом, и дай Господи, чтобы Господь вразумлял врачей, чтобы они служили нашему делу милосердия, облегчения страданий человеческих, особенно страданий детей невинных, которые болеют и страждут за грехи своих родителей. Дай Господи, чтобы облегчали врачи и спасали. Церковь чтобы свое спасительное дело души совершало, а тело врачуют врачи и сестры милосердия. По-хохляцки как будет сестра милосердия по-новому? Штрыкалка… Вот дожились мы до чего. Боже мой, какое вульгарное слово штрыкалка. Не сестра милосердия, сестричка, а штрыкалка какая-то. Вот это такие мы будем штрыкалки, в скором времени все станем. Ну, это безумие века нашего идет, прости их, Господи! «Штрыкалки» — дети хоть посмеются над этим словом, да и все. Не штрыкалки какие-то, а сестры милосердия! Любовь — превыше всего.

Правда, есть врачи-палачи, которые заслуживают проклятия вечного. Это кто аборты делает, кто убивает детей. Они и дети их будут страдать до седьмого колена этих палачей-врачей. Врач дал клятву спасать жизнь, а не губить. И кто губит жизнь, делает аборты бабам ‒ проклятый грех этот, вечное проклятие будет над этим человеком и над его внуками и правнуками – они подписывают сами роковую черту под своим поколением. И кто участвовал даже в этих убийствах. Наше дело спасать жизни, но не губить их ни в коем случае. Кто это советовал: иди, доченька, сделай, на что тебе нищету это плодить. Вы уже участники, вы убийцы являетесь. Уже нужно здесь плакать горько, каяться, что совершили убийство ребеночка. Господь дает жизнь, мы ее должны у себя уберечь.

Страшный грех, кто небрежет о здоровье своем, тот небрежет о даре Божием. Вот почему всегда молодежи говорю: берегите здоровье, здоровый человек всем нужен. Больной никому не нужен, абсолютно. Господь всем дает здоровье, и все необходимое нам дает Господь. Только не гневите Господа. Никогда не унывайте, за все благодарите Бога! Вот так все должно быть в жизни.

И великомученик целитель Пантелеимон — страдалец юный за правду, за веру — девственник чистый! Никаких ни женитьб, ни баб, ничего не было, чистый юноша пострадал за Господа в расцвете. Отрубили голову, лютой казнью казнили его, и пошел он в жизнь вечную, как победоносец над злом, над диаволом, ничем не связанный, не запятнанный никакими грехами. И нас этот святой великий образ учит чистоте, девственности. И в чистоте наследовать Царствие Небесное! Где чистота, там и благодать; где грязь, особенно блудная, плотская, там отступает благодать, похоть вступает, дьявол там разжигает страсти эти все, сексы и нечисть эту всю. А благодать Божия отступает от этой мрази и мерзости. Как пчела отлетает от зловонного дыма, так и Дух Святой отходит от человека, где вонь поселяется — похоть очес, похоть блуда, похоть нечисти. Зависть — эта страшная похоть, когда мы завидуем ближнему — это очень тяжкий грех смертный, похоть зла, похоть жадности, когда нам все мало. Вот об этом думать надо. Это страшное чувство похоти, избавляться надо от этих пагубных грехов.

И целитель Пантелеимон сам избавился и нам всем да поможет от этих похотей греховных избавляться, особенно от зависти. Зависти ради предали на мучения целителя Пантелеимона. И кто ж? Сами ж коллеги-врачи: ага, к нему идут, а к нам не идут. Кто он такой? Мальчишка сопливый, а не умеет ни лечить, ничего, и пошли, и против него возбудили власти, так что и замучили за Христа великомученика. Косму и Дамиана тоже ведь врачи предали. На этой неделе будет день казни священномученика Вениамина. Попы ж предали его!

А сейчас зависть. Идут сюда люди – зависть. Спрашивают: чего туда идти, к нам идите, мы вам укажем. А людям не прикажешь, куда идти. Куда сердце их зовет, туда и идут люди. Где чувствуют благодать, теплоту и любовь, туда народ и идет, как пчелы летят, да и все. Так что в этом отношении, зависть – это похоть страшная. Сами знаете, как тяжко, когда завистью страдают: на чужое здоровье, на чужую красоту, на чужой успех. Тебя начинает бес вот так развивать. Казалось бы, добрый же человек, нет, начинает болеть, страдать, мучиться, чернеть начинает. Посмотришь на завистников этих – ну, черные головешки ходят, чего им не хватает? Вот головешками не будьте в жизни завистливыми. Светлыми будьте, за все благодаря Бога. Всего нам хватает, только, Господи, избавь нас от грехов тяжких, от искушений тяжких избавь нас, Господи, и даруй нам светлыми быть, радостными, как великомученик Пантелеимон. Почаще взирайте на его образ. На него сколько ни смотри – никак не насмотришься на него. Все тянет посмотреть еще раз. Ухожу из церкви — еще раз гляну на него, провожает своим взглядом, прихожу — встречает своим чудным юношеским взглядом. Вот вечность, вот блаженство со Христом, вот наследие Царствия Небесного! Аминь.

С праздником сегодняшним всех вас приветствую, возлюбленная моя паства! Слава Богу, что Господь дал силы послужить нам всем соборно, батюшкам всем у престола мирно помолиться. Сегодня сугубо монашеская братия уже стояла и молилась у престола Божия, братия обители сея.

Сейчас будем оканчивать святую Божественную Литургию, совершим крестный ход вокруг храма святого и совершим молебен с водоосвящением на кладезе нашем, на источнике водном. Покупаю я вас всех хорошенько во славу Божию, будем оканчивать службу. И пойдете домой отдыхать, благодаря Бога за сегодняшний святой радостный Воскресный праздничный день, как Пасха, проведенный в храме Божием.

Наступает очередная седмица жизни нашей, уже наступила сегодняшним днем. Завтра великий праздник Земли нашей Русской ‒ Смоленской иконы Божией матери Одигитрии Путеводительницы, совершаем службу Божию, и память святителя Питирима, епископа Тамбовского, у иконы со святыми его мощами нетленными будем совершать сегодня вечерню в четыре часа и полиелейную утреню, и завтра Святую литургию будем совершать, по милости Божией. В среду у нас праздник великий нашего защитника — память святаго мученика Иоанна-воина чудотворца. Сторож наш всегда он, охранник наш, всегда на посту стоящий мужественный воин — образ святой со святыми мощами. И сколько ни прошу, благодатно всегда помогает – всем страждущим людям, в заключении находящимся, под следствием томящимся, без вести пропавшим если кто обретается — по молитвам ко святому мученику Иоанну-воину. Действительно, великий чудотворец. Будем совершать службу Божию, читать акафист в среду пред его святым образом святого мученика Иоанна воина-чудотворца. В четверг у нас предпразднство праздника Крещения Руси, происхождения Честных Древ и день мученической кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и с ним пострадавших Иоанна, Сергия и Георгия, расстреляли, казнили жестоко безбожники, коммунисты эти чекисты. Будем совершать службу Божию. В пятницу у нас происхождение Честных Древ Креста Господня, память святых мучеников семи братьев Маккавеев и, самый главный праздник – день Крещения русского народа нашего. В 988 году 1 августа святой благоверный князь Владимир крестил нашу землю Русскую. Торжественно будем в четверг вечером Всенощную совершать, в конце утрени выносить Честной Крест, васильками обложенный, и поклонение кресту совершать в четверг вечером, поя: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и в Святое Воскресение Твое славим»! В пятницу совершаем торжественно службу Божию, еще называется этот день — «медовый Спас». После молебна с водоосвящением, после крестного хода в память Крещения Руси, совершаем освящение меда нового сбора от пчел, кто имеет. Всем надо разговеться хоть по ложечке в этот день, на то и медовый Спас. Васильки и зерно освящаем нового урожая. Поблагодарим Господа за урожай зерновых, за хлебушек, который дал Господь нам. И в пятницу ‒ первый день поста. Уже в четверг заговление будет на скоромную пищу, и в пятницу – первый день Успенского двухнедельного поста, по милости Божией. Эту недельку в среду кушайте рыбку, себя подкрепляйте во славу Божию, и в пятницу уже будем поститься все, совершать пост во славу Божию.

Вот все как будто бы я объяснил. В будущее воскресенье уже постный день, по милости Божией, преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца, совершать празднование будем.

А там уже ожидаем Преображение Господне, Успение!

Так что уже дело к осени идет. Запасайтесь, еще раз прошу всех, зима лютая, холодная будет. Дровами, углем, солониной – всем запасайтесь. Запасешь себе – будешь кушать. Не запасешь – на базар не находишься, ибо денег нет. И будешь лапу сосать, как медведь косолапый. А запасешь – и дармоеду Зосиме дашь, принесешь баночку. И дармоедам прочим, которые тоже кушать хотят, принесете от труда рук ваших, во славу Божию. Все рассказал, все объяснил я. Понятно все вам? Смотрите, Успенский Пост строгий. Две неделечки строго всем попоститься: никаких там скидок, никакого там молока, и нечего подходить. Кто пост Божией Матери соблюдать будет, тому Божия Матерь и на Страшном суде будет помогать, и вымолит Господа за всех нас. А кто будет нарушать этот пост, никакой радости, никакого заступления Пресвятой Девы Марии не будет. В пост Успенский будем соборовать людей всех. Желательно всем пособороваться — тяжелые болезни идут, тяжелые осенние скорби идут, подкрепление духовное нужно – пособороваться, исповедаться, причаститься. И, даст Бог, доживем единой семьей и Плащаницу Божией Матери встретим, и воспоем: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»!

Все рассказал, все объяснил я. Помогай, Господи, спасаться вам о Господе!

Все понятно? Вопросов нет по долгу службы моей?

Картошку копаете или нет?

(дети) — Да!

Ой, вы копаете, Господи, копальщики нашлись! Хоть бы управлялись, ели хорошо — и то хорошо, короеды вы наши.

Надо выкопать, а то жуки поедят, дротянка, капустянка, и не будет и картошки. Что есть, надо выкопать, посушить, да спрятать в подвал. Повыше ставьте, в подвалы вода уже идет, чтобы не плавала ваша картошка.

Что еще? Что не понятно?

Соборование когда. Дайте, хлопцы, календарь мне, когда там, я забыл. Два раза буду соборовать, больше некогда, пост маленький, и глазом моргнуть не успеешь, только заговелся, уже разговляться надо. Не пост, а одно расстройство — только научишься поститься, уже опять надо разговляться.

Храни вас всех Господь от всех бед! Дай Бог, чтобы мы были доброй единой духовной радостной семьей во славу Божию!